МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Отказ от Болонской системы образования не означает, что будет возврат к советскому подходу к обучению, заявил в понедельник замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев на заседании совета ректоров творческих вузов в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
"Речь не идет о возвращении к системе, которая была, условно, до 1991 года. Во-первых, та система была в конкретных исторических обстоятельствах, которых сейчас нет: государственная экономика, государственный план, государственное распределение и так далее, изоляция полная от мира", - заявил Афанасьев.
Новая система высшего образования, которая должна прийти на смену Болонской, будет строиться с учетом всего накопленного предыдущего опыта, отметил замминистра.
"Речь идет о формировании национальной системы, которая бы учитывала и преимущества того этапа, их надо четко сформулировать и сказать: "Вот здесь мы опираемся на эту традицию и тот опыт, который мы получили в последнее время, в том числе и в условиях довольно широких международных контактов", - заявил Афанасьев.
Он добавил, что ответ на вопрос, какой будет новая система, еще пока в деталях не сформулирован.
Проектирование системы
Минобрнауки намерено проектировать новую систему высшего образования, которая заменит Болонскую, вместе с ректорами вузов, заявил Афанасьев.
"Когда мы сейчас говорим о том, что Болонская система в прошлом, это означает, что мы говорим: "Ограничения, которые требовала эта система, мы оставляем в прошлом, а позитивный опыт мы берем с собой". Какой будет новая система, мы будем вместе с вами проектировать", - отметил он.
По его словам, по каждому направлению обучения будет обсуждение, стоит ли вводить там специалитет. "Где нужен специалитет? Очевидно, что в исполнительском искусстве, в медицине, как он и есть в большинстве сейчас, 96% - это специалитет. Во многих направлениях инженерных наук. Сейчас там примерно 40% программы - это специалитет. И так далее. Мы пройдем каждую область образования и увидим там, нужно ли там вводить одноступенчатую систему или надо оставить двухступенчатую, или надо и то, и другое", - добавил Афанасьев.
Одним из аргументов в этом вопросе, по его словам, будет потребность и понимание зарубежных абитуриентов, некоторых из них не пугает одноступенчатое обучение. Например, медицина является самым популярным среди зарубежных студентов направлением. Некоторые выступают за сохранение бакалавриата.
"В разных отраслях экономики тоже разные позиции. Некоторые говорят, что нам быстро надо подготовить миллион программистов. Очевидно, что мы будем с айтишниками обсуждать отдельно эту тему, как это сделать быстро, очевидно, что бакалавриат - это то, что их в большинстве случаев устроит", - сказал Афанасьев.
По его словам, сегодня в РФ обучаются более 315 тыс. иностранных студентов.
Отечественная система
Минобрнауки предполагает переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет, заявил замглавы министерства.
"Система будет национальной, ориентирована на национальные интересы, с учетом наших международных интересов, с учетом интересов абитуриентов, с учетом интересов вуза. Поэтому точно это требует профессионально-экспертной дискуссии. Мы ее намерены организовать в ближайшее время - в ближайший четверг планируем расширенное заседание совета Российского союза ректоров <…> и внести свои предложения, кому и как это сделать. Еще раз: ничего ломать через колено не будем, ни заставлять переписывать программы, планы и так далее, а спланировать переходный период в той структуре, которая будет нами поддержана всеми", - заявил Афанасьев.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков 24 мая назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система.
Следите за нашими новостями в Telegram, "ВКонтакте" и "Одноклассниках".