МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Госдума на заседании в среду приняла в третьем, заключительном чтении проект федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Документ обобщает действующие нормы законодательства РФ об иноагентах и вводит ряд новых положений.
Устанавливается, что иностранным агентом считается лицо, получившее поддержку или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военно-технической, военной деятельности России или распрострающее предназначенные для неограниченного круга лиц материалы и сообщения.
Документ предусматривает, что иноагентами могут признать российских или иностранных юридических лиц, общественные объединения, которые действуют без образования юрлица, иностранные структуры без образования юрлица, а также физических лиц независимо от отсутствия или наличия у них гражданства. При этом госкорпорации, органы публичной власти, политические партии и религиозные объединения не могут быть признаны иноагентами. Иноагентами также не могут быть признаны объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, которые зарегистрированы в установленном законом порядке.
Закон уточняет перечень иностранных источников. К ним относятся международные и иностранные организации, иностранные государства и их органы публичной власти, иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные источники без образования юрлица. Также могут считаться иностранными источниками юридические лица и граждане РФ, которые получают денежные средства от таких лиц и их уполномоченных или выступают посредниками при получении материальной помощи.
Документ вступит в силу с 1 декабря 2022 года.
Реестры иноагентов и аффилированных лиц
Закон предусматривает создание единого реестра иноагентов (вместо существующих четырех), в котором будут содержаться сведения об иноагентах, а также будет указана информация об основаниях приобретения такого статуса.
Также законом предусматривается создание реестра физлиц, аффилированных с иноагентами. Аффилированным признается физлицо, которое входит в состав органов юридического лица или общественного объединения, признанных иностранными агентами, а также являющееся их учредителем, руководителем, участником, членом. Также аффилированным с иноагентом может быть признано физлицо, которое осуществляет политическую деятельность и получает денежные средства и (или) иное имущество от иноагентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На аффилированных с иноагентами лиц не будут распространяться ограничения и требования, которые установлены для иноагентов.
Вместе с тем документ определяет порядок исключения лиц из реестра иноагентов и прописывает основания для принятия такого решения. Так, лиц, которых признали иностранными агентами, могут исключить из реестра, если в течение года до подачи соответствующего заявления не получали материальную или иную помощь от иностранных источников.
Минюст в ходе внеплановой проверки установит факт отсутствия помощи из-за рубежа. Основанием для исключения из реестра иноагентов также может стать решение Минюста, которое принято в ходе проверки, о том, что иноагент в течение трех месяцев после попадания в реестр отказался от получения денежных средств и иной помощи от источников. Также уточняется, что основаниями для исключения иностранного агента из реестра могут быть прекращение деятельности общественного объединения или иностранной структуры без образования юрлица, ликвидация юридического лица, смерть гражданина, признанного иностранным агентом.
Ограничения и запреты
Министерство юстиции сможет направить запрос Роскомнадзору об ограничении доступа к сайту иноагента при нарушении им законодательства об иноагентах. Согласно документу, порядок взаимодействия Роскомнадзора с иноагентами и порядок возобновления и ограничения доступа к соответствующему информационному ресурсу устанавливаются правительством.
Также закон запрещает иноагентам вести просветительскую, преподавательскую и воспитательную работу с несовершеннолетними в России, а также производить информационную продукцию для подростков и детей. При проведении или организации публичных мероприятий будет запрещено получение или перечисление денежных средств, а также получение или передача иного имущества от иноагентов. Как отметил ТАСС один из авторов законопроекта, глава думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев, иноагенты также не смогут получать государственную финансовую поддержку и гранты, в том числе от Фонда президентских грантов.
Иноагентам запрещено быть инвесторами стратегических предприятий, которые важны для безопасности и обороны страны. По словам Пискарева, речь идет о компаниях, которые производят военную технику и вооружения, работающих в сфере космонавтики и авиации, а также в области разведки и добычи полезных ископаемых. Иноагент не будет вправе участвовать как эксперт в проведении государственной, а также общественной экологической экспертизы. Кроме того, иностранному агенту запретят "осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры".
Нарушение законодательства РФ об иностранных агентах повлечет за собой в установленном порядке уголовную, административную и иную ответственность.
Как отметила один из авторов проекта, член комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Мария Бутина, иноагенты смогут не использовать маркировку с указанием своего статуса в публикациях, которые не связаны с деятельностью в качестве иностранного агента.