Четверо из пяти россиян довольны тем, что можно работать из дома. Такие выводы можно сделать из данных опроса "ВЦИОМ-Онлайн", проведенного в рамках спецпроекта с ТАСС в мае нынешнего года. Пандемия и связанные с нею ограничения 2020–2021 годов предоставили такую возможность многим россиянам, сделав привычными до тех пор экзотические форматы рабочего процесса.
Хотят ли работники возвращаться в офисы и ждут ли их там работодатели, приходится ли россиянам дома работать больше и какой формат наиболее перспективен сегодня — рассказываем в нашем материале.
Чем больше город — тем чаще удаленка
Главный вывод — несмотря на всероссийские и региональные ограничительные меры в 2020–2021 годах, количество переведенных на удаленку сотрудников осталось достаточно небольшим. В 2021 году 75% граждан трудились в офисе или занимались разъездной работой. А в 2022 году таковых стало 76%. Процент работников, оставленных на удаленной работе, за год немного сократился: с 11% в 2021 до 10% в 2022 году. Заметнее уменьшилось число тех, кто трудится в гибридном формате (ездит в офис несколько раз в неделю, а в остальные дни работает из дома), — с 12 до 9%. Остальные 5% опрошенных не смогли определиться, в каком же формате они работают.
Больше всего "удаленщиков" оказалось в крупных городах. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас удаленно работают порядка 20%, а еще 16% совмещают удаленку с выездами на работу. В городах-миллионниках доля работающих из дома составляет 15% (еще 12% приходится на гибридный формат). В небольших городах (с численностью до 100 тыс.) их доля падает уже до 6%, а в сельской местности — и вовсе до 5% (+6% работают "гибридно").
Наиболее активными в области отправки сотрудников на удаленку ожидаемо оказались регионы, где самое большое представительство клерков, — Москва и Санкт-Петербург. В двух столицах в 2021–2022 годах 38% опрошенных больше месяца сидели в "домашних офисах".
Вторым по доле "удаленщиков" стал Северо-Кавказский округ (27%). И всего на 1% от него отстали Сибирский и Уральский федеральные округа (26%).
Методика опроса
Инициативный всероссийский интернет-опрос "ВЦИОМ-Онлайн" был проведен 21–22 мая 2022 г. В опросе приняли участие 1 806 работающих россиян в возрасте от 18 лет. Респонденты, отобранные по стратифицированной случайной выборке из вероятностной панели, заполняли вопросник онлайн. Участники вероятностной панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса "Спутник", который проводится по случайной выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.
Дольше не значит больше
Одним из характерных признаков удаленной работы граждане называют ненормированность их рабочего дня. С этим согласились 62% респондентов. Впрочем, год назад их доля была даже выше — 65%. При этом лишь 35% отметили, что рабочий день стал дольше. В 2021 году такого мнения придерживалось намного больше людей — 43%. Можно сказать, за время пандемии люди научились более равномерно распределять нагрузку в течение дня, чтобы не чувствовать себя уставшими. 57% считают, что их рабочий день не стал более продолжительным.
К основным плюсам удаленной работы россияне относят возможность совмещать рабочие и домашние дела (85%), работать более эффективно (65%) и лучше организовывать рабочий процесс (59%). Кстати, год назад лучше организовывать рабочий процесс удавалось лишь 47%, а почти половина (49%) была не согласна с этим тезисом. "Даже у такого негативного явления, как пандемийные ограничения, есть свои плюсы. За это время многие россияне, как, впрочем, и значительная часть человечества, научились работать в удаленном формате. По крайней мере, разобрались, как можно совмещать работу с личными и семейными делами, находясь не на рабочем месте — но не снижая эффективности!" — отмечает директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов.
В офис, но не в коллектив
За два года россияне научились ценить плюсы удаленки. В 2021 году на вопрос, удобно ли работать из дома, утвердительно отвечали 64%. А сейчас так считают 82% опрошенных. О том, что в удаленке больше плюсов, граждане стали говорить в 2,5 раза чаще, чем в пандемийные времена (62% против 25%). По мнению экспертов, это может означать, что в период жестких мер работа из дома была чем-то вынужденным и неожиданным для сотрудников. А сегодня удаленщик — это человек, делающий такой выбор по своей воле. Это подтверждает и опрос: 65% респондентов заявили, что удаленная работа — это их инициатива. И только 24% — что это требование руководства компании.
Больше других удобство удаленной работы ощущают 25–34-летние (90%) и 35–44-летние (78%). Чем старше становится человек, тем меньше он находит удобств в таком формате. Клинический психолог НПЦ "Виртуальная Клиника" (МИП) Ольга Валаева объясняет это тем, что пожилые люди (особенно бэби-бумеры) привыкли много работать и относить работу к высочайшей ценности своей жизни. Поэтому удаленную работу они могут воспринимать как первый звонок к тому, что их скоро уволят. "В то же время именно в этом возрасте социальные контакты особенно необходимы для поддержания психологического благополучия", — говорит она.
Несмотря на утверждение, что человек — существо социальное, наши сограждане вполне спокойно обходятся без коллектива. Не скучают по коллегам 69% работников. В 2021 году назад эта цифра была пониже, хотя также высокой — 62%. Тем удивительнее, что всего 14% опрошенных предпочли бы и дальше работать удаленно. 49% хотели бы выйти в офис, а еще 33% — делать это время от времени. "Во-первых, социализация – это гораздо больше, чем общение с коллективом. Город представляет собой универсальную форму концентрации различных ресурсов, сокращающих дистанцию между человеком и "цивилизацией", — поясняет Ольга Валаева. По ее словам, множество ресурсов мегаполисов и городов, начиная от общения и сообщений на дорогах и влияния городской среды в целом и заканчивая микрообщением во время рабочих перерывов, являются вполне материальными и невосполнимыми в цифровой среде. По крайней мере, в текущем состоянии ее развития.
Назад в офисы?
О том, какие профессии наименее зависят от офиса, было сказано немало. И результаты опроса это только подтверждают. Наиболее самодостаточными оказались представители ИТ-бизнеса. 36% из них продолжают трудиться удаленно. Совсем чуть-чуть (35%) от них отстали представители СМИ. Третье место (правда, с большим отставанием, всего 23%) заняли представители финансового сектора — банковские клерки, страховщики, брокеры.
Что касается наименее "удаленных" профессий, то к ним относятся в первую очередь представители силовых ведомств (правоохранительные органы, силовые структуры, МЧС, военные). 90% из них на удаленку не уходили и не уходят, что неудивительно — служить в армии, не выходя из дома, довольно затруднительно. Также в офисах работают порядка 88% государственных и муниципальных служащих, а также по 87% медиков и других работников здравоохранения и сотрудников коммунальных организаций.
Тем не менее относительно большинства профессий эксперты приходят к выводу, что основной тренд — в развитии гибридного формата работы.
"С момента, когда появилась возможность выбирать "удаленка/офис", проведен не один десяток исследований на эту тему. Основные выводы: во всех странах порядка 8–12% сотрудников предпочитают 100% удаленную или 100% офисную работу. Большая часть и сотрудников, и людей, ищущих работу, предпочитает гибридный формат, так как он дает большую гибкость в работе, позволяет снизить проблемы каждого из форматов", — рассказывает директор по персоналу ГК "Велес капитал" Марина Миронова. Она отмечает, что гибридная работа позволяет сохранить команду и личный контакт между сотрудниками, который сильно теряется на дистанционке. "В офисе сотрудник быстрее адаптируется в новом коллективе, к новым задачам, легче проходит освоение новых знаний. Зато, имея возможность работать дома, сотрудники гибче и более эффективно планируют рабочий день, меньше отвлекаются на коммуникации внутри офиса, если необходимо сосредоточиться на аналитической работе", — считает эксперт.
В свою очередь, Глеб Ермаков, председатель комитета по человеческим ресурсам Ассоциации менеджеров, старший вице-президент банка ВТБ, отмечает, что выбор оптимального формата работы сотрудников компании определяется прежде всего спецификой конкретного бизнеса и целевой аудиторией сотрудников и соискателей компании. "В этом вопросе нет и не может быть универсальных рецептов. В целом чем больше онлайн-технологий может быть использовано в клиентских и иных бизнес-процессах компании, тем больше может применяться удаленный формат работы", — говорит банкир.
"Все зависит от бизнеса конкретной компании. Согласитесь, что управление автобусом и разработка ИТ-решения — задачи разные, и очень хорошо, что у работодателя теперь есть вариативность для организации работы сотрудников", — добавляет первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. "Бизнес выигрывает тогда, когда сотрудник наиболее эффективен, — соглашается Марина Лобынцева, административный директор HeadHunter. — Безусловно, это индивидуально и часто зависит как от человека в целом, где ему удобнее, так и от стоящих перед ним задач. Важный фактор, который нужно учитывать, — это удобство в офисе и создание различных зон для работы и для переключения". По ее словам, важно соблюдать баланс и давать сотрудникам больше свободы выбора. "На мой взгляд, гибридный формат (посещение офиса 2-3 раза в неделю) — наиболее удобный для большинства. Он дает возможность сконцентрироваться дома, выполнить качественно задачи и прийти в офис, встретиться с коллегами и провести офлайн-встречи, вместе отдохнуть, в общем, зарядиться энергией", — считает эксперт.
"Плюсов удаленной работы для работодателя достаточно — экономия на офисе и различных офисных сервисах, отсутствие необходимости релокации нужного специалиста, да и в целом возможность создания глобальных команд. Минусы тоже есть. Прежде всего, это безопасность. Домашние компьютеры и сети априори более уязвимы для взлома. Вообще работа на удаленке требует особого навыка и особой культуры. Сотрудник может легко "выгореть", — говорит Вадим Ковалев. "Офис как офис уже мало кого интересует и привлекает, — рассуждает Марина Лобынцева. — Создание офисов не только для сотрудника, а в целом площадки для его семьи может быть новым трендом нового времени. Важно, на мой взгляд, именно сейчас создавать офисы, в которых будет сотрудник не просто работать, а еще и отдыхать, развиваться, получать то, что именно ему необходимо для закрытия большинства его потребностей".
О том, что наиболее перспективный формат будущего — это гибридный, говорит и Степан Львов из ВЦИОМ: "Главный урок из этого опыта — это запрос на гибкий режим, прежде всего со стороны молодежи. Рынок труда в скором времени пополнится молодыми сотрудниками, для которых возможность выбора соотношения офисного и "домашнего" режима будет определять их приоритеты при выборе места работы".