18 июля 2022, 14:44

Фальков заявил, что в РФ сложился запрос на модернизацию инженерного образования

По словам главы Минобрнауки, сегодня стране нужно сделать "тот же шаг, который мы сделали в середине прошлого века, когда соединили инженерию с физикой для космического и атомного проектов"

НОВО-ОГАРЕВО, 18 июля. /ТАСС/. Архитектуру инженерного образования требуется модернизировать, в России сложился запрос на это, заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков в понедельник на совете по стратегическому развитию и нацпроектам, прошедшем в режиме видеоконференции.

"В последние годы, очевидно, сформировался объективный запрос на существенную модернизацию инженерного образования. С одной стороны, инженерия пришла к материалам с управляемыми свойствами и у нее появились новые актуальные направления, такие как биологическая и социальная инженерия. С другой стороны, базовые инженерные процессы моделирования, конструирования, проектирования, промышленный дизайн - практические все перешли в цифру", - сообщил Фальков.

По его словам, сегодня стране нужно сделать "тот же шаг, который мы сделали в середине прошлого века, когда соединили инженерию с физикой для космического и атомного проектов".

 

Условия для модернизации

 

Для модернизации инженерного образования Фальков предложил, во-первых, изменить саму систему образования в соответствии с запросами времени, делать акцент во время обучения не только на междисциплинарную и проектно-ориентированную подготовку инженеров, но и на формирование лидеров больших коллективов, способных реализовать масштабные проекты. Для этого министерством была запущена инициатива "Передовые инженерные школы", которая при поддержке более 40 индустриальных партнеров позволит разработать новейшие образовательные программы и решить сложные и актуальные инженерные научно-технологические задачи.

Во-вторых, инженерное образование следует максимально приблизить к производству в регионах, продолжил Фальков. Эффективным решением здесь станет расширение практики реализации сетевых образовательных программ. Так, базовую инженерную подготовку можно осуществить в ведущих столичных вузах, а завершить обучение в регионах.

Третье предложение касается изменения нормативов финансового обеспечения госзадания. Действующие нормативы скорее фиксируют средний для всех уровень подготовки независимо от регионально-отраслевой специфики. По словам Фалькова, в идеале норматив стоимости подготовки инженера должен в достаточном объеме закрывать потребность в повышении квалификации и в стажировках преподавателей в ведущих университетах и на предприятиях, давать возможность привлекать к обучению лучших практиков, а это, как правило, высокооплачиваемые и востребованные специалисты, покрывать затраты на производственную практику, которую надо расширять.

Четвертое направление затрагивает глубокое фундаментальное физико-математическое и естественно-научное образование. Большую роль в данном случае играет учебно-лабораторное оборудование, которое должно соответствовать передовому уровню науки и технологий. Для системного шага вперед в инженерном образовании следует обновить лабораторную базу в университетах, прежде всего региональных, создать удобное пространство для технологических экспериментов.