21 сентября 2022, 03:26

Эксперты считают, что опыт Якутии по северному завозу можно применять по всей России

В регионе организацией доставки социально-значимых товаров в районы Крайнего Севера занимается единый оператор

ЯКУТСК, 21 сентября. /ТАСС/. Опыт Якутии, где организацией доставки социально-значимых продовольственных товаров в районы Крайнего Севера занимается единый оператор, может быть использован на федеральном уровне. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил правительству к марту 2023 года разработать и внести в Госдуму законопроект о едином координаторе северного завоза. Кабмин также должен представить предложения по поводу определения единого морского оператора, обеспечивающего северный завоз с использованием судов ледокольного флота на трассах Северного морского пути. Кроме того, глава государства поручил продумать субсидирование кредитов, привлекаемых для северного завоза.

"При обсуждении законопроекта о северном завозе я предлагал использовать опыт Якутии. У нас есть уполномоченная компания "Якутоптторг", в обязанности которой вменено обеспечение завоза 12 позиций социально-значимых продовольственных товаров в Арктику. Это предприятие имеет государственное задание и финансирование на закупку, сезонное хранение и доставку", - сказал заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета по аналитической и экспертной работе Александр Кугаевский.

Система завоза продовольствия на базе предприятия "Якутоптторг" работает в Якутии почти 20 лет. "Отчасти это напоминает советскую модель. Однако это то, что работает, доказало свою эффективность. Этот опыт нужно тиражировать на всю Россию. И федеральная структура по организации может наладить в свою очередь связь с региональными предприятиями", - отметил он.

Региональный опыт

Северный завоз - сложный с точки зрения организации процесс, в котором в Якутии задействован не только "Якутоптторг", рассказал руководитель предприятия Николай Алексеев. "В северные и арктические районы Якутии доставляют не только продукты питания, но и топливо, оборудование, строительные материалы. Координатором северного завоза должно является правительство региона в лице государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики", - пояснил он.

При этом "Якутоптторг" обеспечивает продуктами жителей 232 труднодоступных и отдаленных населенных пунктов республики. "В Якутии создаются торгово-логистические центры и фактории для снижения стоимости, расширения перечня и улучшения качества продуктов питания на Севере. Фактории будут состоять из заготовительных пунктов для хранения, переработки промысловой продукции, а также реализации продуктов питания во всех северных и арктических районах Якутии", - сказал Алексеев.

По поручению главы Якутии Айсена Николаева торгово-логистические центры появятся во всех арктических районах республики. Уже открыто два торгово-логистических центра, еще пять будут введены в следующем году. Их преимущество - в системе хранения завозимых продуктов и снижении транспортных расходов.

У предприятия "Якутоптторг" есть собственные оптовые базы в 18 районах республики, 48 складов общей площадью более 42 тыс. кв. метров с объемом хранения 17 тыс. тонн. "Все это позволило снизить реализационные цены от 3 до 20 процентов. Несмотря на сложную транспортную схему доставки, объемы завоза социально-значимых продовольственных товаров предприятия всеми видами транспорта ежегодно растут: если в 2018 году было завезено более 6 тыс. тонн, то по итогам 2021 года - свыше 11 тыс. тонн продовольственных товаров", - рассказал Алексеев.

На федеральном уровне

Кугаевский считает, что на федеральном уровне можно регулировать транспортные магистральные перевозки. "Транспортные организации должны быть сертифицированные и проходить конкурсный отбор, доказать свою состоятельность и ответственность", - считает эксперт.

При этом организация завоза не должна ограничиваться северными регионами. "Речь идет о горных районах Кавказа и Сибири, где идет сезонный завоз. Это большая федеральная задача, в которой во всех точках должны быть определенные игроки", - отметил он.

Эксперт напомнил, что Север - зона рисковой торговой деятельности. Поэтому система с участием государственной поддержки северного завоза должна быть создана на федеральном уровне.

"Нужно определить, что завозить, в какой части и форме государственный протекционизм будет наиболее оптимальным. Нужны налоговые послабления для тех, кто работает на завоз, беспроцентные или щадящие проценты по кредиту, обеспечить логистику - субсидии на компенсацию транспортных затрат и так далее. Координация федерального завоза может идти на уровне Минвостокразвития или Минфина РФ", - считает Кугаевский.

Не забыть частников

При этом, как отмечает председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики парламента Якутии Елена Голомарева, проект федерального закона о северном завозе нуждается в доработке.

"Создание единого оператора воспринимается по-разному, часть полномочий должна остаться за регионами. Хотелось бы, чтобы закон был комплексным, направленным на повышение качества жизни, оздоровление населения. При этом законопроект никак не рассматривает развитие малой авиации для организации северного завоза", - отметила депутат.

По ее словам, львиная доля грузопотока приходится на частные организации. "В законопроекте никак не прописаны меры поддержки предпринимателей. На мой взгляд, на региональном уровне можно выработать меры поддержки по транспорту и налогам. Тема еще открыта, хорошо, что есть возможность ее обсуждать, ведь впереди - обсуждение законопроекта в регионах", - добавила Голомарева. 

Теги:
Россия