БЕЛГРАД, 1 декабря. /ТАСС/. Традиционный сербский напиток - ракия-сливовица, а также способ ее приготовления и употребления, внесены в Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Соответствующее решение было принято в ходе 17-й сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, которая проходит в Марокко, сообщило в четверг Министерство культуры Сербии.
"Элемент нематериального культурного наследия Сербии "Общественная практика и знания в связи с приготовлением и употреблением традиционного напитка из сливы - сливовицы" с сегодняшнего дня внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО", - сообщила пресс-служба министерства.
По данным ведомства, в список внесен не только алкогольный напиток, но и весь традиционный комплекс, связанный с сербской сливовицей. "Номинация объединяет культуру выращивания сливы, народные промыслы, обычаи, "печение" (перегонку) сливовицы и ее использование во время личных или общественных событий", - отмечает Минкульт.
Ракия - традиционный балканский крепкий алкогольный напиток, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов, крепость которого может колебаться от 40 до 60 градусов и более. В Сербии, которая занимает 3-место в мире по производству сливы, наиболее распространена ракия-сливовица. Сырьем для ракии также могут служить виноград, яблоки, персики, абрикосы, айва, груши, шелковица и др. Сербы считают, что "ракия - вечный напиток", как и настоящий мед, она никогда не портится. В 2007 году сербская ракия под названием "сербская ракия-сливовица" получила сертификат ЕС, став первым защищенным продуктом Сербии, имеющим географическое происхождение.
Производством ракии в Сербии занимаются около 300 тыс. производителей.
Поставки в РФ
Внесение сербской сливовицы в список ЮНЕСКО может положительно отразиться на продвижении этого алкогольного напитка на российском рынке, считает эксперт в алкогольной индустрии, владелец одного из самых популярных брендов сербской ракии Саша Савичевич.
"Несомненно, решение ЮНЕСКО - хорошая новость как для сербских производителей, так и для наших покупателей за рубежом. В Сербии ракия на протяжении веков является национальным достоянием, поэтому ее реклама здесь не имеет особого смысла. В то же время для продвижения напитка за рубежом, например в России, где в последние годы растет спрос на сербскую сливовицу, решение ЮНЕСКО, несомненно, станет позитивным фактором", - заявил Савичевич в комментарии ТАСС.
По результатам подписания соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Сербией 25 октября 2019 года была достигнута договоренность об экспорте сыров и фруктовой ракии из Сербии на евразийский рынок. Как ранее заявил ТАСС министр сельского хозяйства Сербии Бранислав Недимович, Белград получил право безлимитного экспорта сербской ракии, а также овечьего и козьего сыра в неограниченных количествах. Несмотря на достигнутые договоренности, в России представлены лишь несколько сербских производителей этого алкогольного напитка. Их продукцию можно найти в Москве лишь в нескольких специализированных магазинах элитного алкоголя.