22 декабря 2022, 08:03

Психологи создали первый российский тест для оценки уровня корпоративного цинизма

Он отражает степень скептического отношения сотрудников к деятельности их компаний

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Психологи адаптировали для работы в России популярный в мировой психологии подход, позволяющий оценивать уровень корпоративного цинизма - скептического отношения сотрудников к деятельности их компаний. Этот инструмент поможет улучшить менеджмент корпораций, сообщила в четверг пресс-служба НИУ ВШЭ.

"С помощью инструмента можно изучать, как сотрудники относятся к своей организации: насколько доверяют руководству и верят в искренность принимаемых решений, готовы ли поддерживать репутацию этой организации и просто продолжать в ней работать. Он поможет проанализировать слабые места менеджмента и изменить тактику и стратегию управления организацией", - заявила профессор НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер, чьи слова передает пресс-служба вуза.

Как отмечают исследователи, разработанный ими подход представляет собой версию международной шкалы организационного цинизма, которая была адаптирована под российские реалии. Этот психологический инструмент был разработан в конце прошлого столетия после широкого распространения в обществе США разочарования в идее "американской мечты".

Эти процессы сопровождались появлением негативного и циничного отношения среди сотрудников крупных корпораций и общественных структур к устройству и работе этих структур. В частности, люди с высоким уровнем корпоративного цинизма уверены в том, что руководство их организации управляет ей исключительно в целях собственного обогащения и расширения своей власти, из-за чего сотрудники пренебрежительно относятся к работе этих компаний и структур, а также испытывают удовольствие от неудач.

Первый тест на корпоративный цинизм

Исследования этого феномена, как отмечают профессор Нартова-Бочавер и ее коллеги, активно проводятся по всему миру на протяжении последних двух десятков лет, однако в России феномен корпоративного цинизма фактически не изучался. По словам психологов, это связано с отсутствием тестовой шкалы, адаптированной под российские реалии.

Руководствуясь этими соображениями, исследователи разработали первую отечественную версию этого психологического инструмента. Он представляет собой набор из 13 утверждений о стратегии и тактике работы компании или организации, с которыми респонденты могут частично или полностью согласиться или не согласиться. Все эти фразы объединены в три блока, позволяющие оценить когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты корпоративного цинизма.

Работу шкалы ученые проверили в ходе эксперимента, в котором приняло участие свыше 400 русскоязычных пользователей глобальной сети в возрасте от 19 до 84 лет. Проведенный психологами анализ подтвердил работоспособность созданного ими инструмента, а также указал на то, что уровень корпоративного цинизма в российском обществе падает по мере увеличения возраста респондентов.

"По-видимому, по мере накопления опыта трудовых отношений и возможности сравнения разных мест работы люди становятся более толерантными к тем организационным решениям, которые в молодости могут восприниматься как нечестные. Люди меньше раздражаются из-за разных событий в организациях и становятся более сдержанными в своем критическом поведении, подразумевающем разотождествление с организацией, сарказм и осуждение того, что в ней происходит", - подытожили исследователи. 

Теги:
Россия