МОСКВА, 14 февраля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании во вторник приняла сразу во втором и третьем чтениях проект базового закона об интеграции сфер образования и науки новых регионов в образовательное пространство и систему научной деятельности России.
Документ предусматривает признание в РФ образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, полученных в Донецкой и Луганской Народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Деятельность образовательных и научных организаций новых субъектов приводится в соответствие с законодательством РФ.
Документ определяет переходные периоды для организации работы образовательных учреждений новых регионов. Так, все преподаватели из новых субъектов РФ до 1 сентября 2024 года будут освобождены от прохождения аттестации. Согласно документу образовательные организации в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях будут работать на основе временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, предоставляемой Рособрнадзором.
До получения временных лицензий в регионах будут признаваться лицензии на осуществление образовательной деятельности, действовавшие на день принятия регионов в РФ, но не дольше чем до 1 января 2025 года. Временная лицензия будет действовать до получения основной бессрочной, но не позднее чем до 1 января 2026 года. Такие же сроки устанавливаются и для получения временных, а затем и основных свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности.
Как ранее отмечал спикер Госдумы Вячеслав Володин, поэтапная реализация закона позволит максимально эффективно интегрировать новые регионы в российское образовательное пространство. Так, подчеркивал он, с момента вступления закона в силу "школьники смогут получать горячее питание, бесплатные учебники, студенты - академическую и социальную стипендию, льготы на проезд".
Возможность выбора вступительных экзаменов
Минпросвещения совместно с Рособрнадзором установят особенности и формы проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в период с 2022 по 2026 год включительно. Документ также позволяет лицам, окончившим школу и успешно прошедшим итоговую аттестацию на территориях новых регионов до дня их принятия в РФ, выбрать, какие экзамены они будут сдавать для поступления в вуз. Так, в 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 и 2026-2027 учебных годах им разрешается поступать в университеты по результатам как единого государственного экзамена (ЕГЭ), так и вступительных экзаменов, установленных вузами самостоятельно.
Кроме того, ко второму чтению профильный комитет Госдумы по науке и высшему образованию одобрил поправки, которые предоставляют возможность демобилизованным студентам новых регионов при увольнении с воинской службы и возвращении на учебу перевестись с платного обучения на бюджет. Соответствующую поправку к документу внесла группа депутатов и сенаторов во главе с секретарем генсовета партии "Единая Россия", первым вице-спикером Совфеда Андреем Турчаком.
Закон также устанавливает, что филиалы иностранных образовательных организаций на территории новых регионов должны прекратить свою деятельность не позднее 1 июля 2023 года.