25 марта 2023, 08:00,
обновлено 25 марта 2023, 08:02

В Совфеде предложили закрепить в законе ответственность за ДТП с участием беспилотных авто

Глава комитета СФ по экономполитике Андрей Кутепов отметил, что сначала необходимо уточнить термин "беспилотный автомобиль"

МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагает правительству РФ разработать законопроект о правовых основах использования беспилотного транспорта в России, в том числе определить принципы ответственности за ДТП с участием беспилотного автомобиля с искусственных интеллектом. Об этом говорится в рекомендации сенаторов по итогам парламентских слушаний по теме развития автомобильной промышленности (есть в распоряжении ТАСС).

"Рекомендовать правительству проработать вопрос подготовки проекта федерального закона, определяющего правовые и организационные основы применения беспилотного транспорта в РФ и включающего определения беспилотного транспорта с дальнейшей детализацией по отраслям, основные правила эксплуатации, а также вопросы обеспечения безопасности на территории РФ, основы регистрации, сертификации, лицензирования видов транспортной деятельности с применением беспилотных средств, общие принципы ответственности всех участников процесса, связанного с эксплуатацией беспилотных транспортных средств, в том числе с помощью применения технологии искусственного интеллекта", - говорится в документе.

Как уточнил ТАСС глава комитета СФ по экономполитике Андрей Кутепов, вопрос об ответственности при ДТП с участием беспилотных автомобилей необходимо рассматривать системно. По его словам, сначала необходимо уточнить термин "беспилотный автомобиль". "Данный термин можно трактовать как автомобиль, действующий по строгой алгоритмической программе, как автомобиль, использующий технологии ИИ, и как автомобиль, дистанционно управляемый человеком, также можно привести ряд других трактовок", - подчеркнул сенатор.

По словам Кутепова, каждая отдельная причина или сумма причин ДТП может формировать ответственность каждого отдельного участника дорожного движения. В частности, к ДТП могут привести, например, механическая поломка, сбой программы, кибератака, помехи и некорректная информация с датчиков, вмешательство человека в автономный режим, погодные условия и другое. "Разработка регуляторной среды для беспилотных автомобилей является сложной, но важной задачей, решение которой требует системного анализа, междисциплинарного подхода и привлечения экспертов из различных сфер. Соответственно, потребуется изменение КоАП и УК РФ", - сказал сенатор.

Пересмотр концепции ПДД

Как рассказал ТАСС директор Института стратегий развития (входит консорциум "Пассивные электронные компоненты", участвовали в разработке рекомендаций) Петр Верник, для массового вывода беспилотников на дороги общего пользования необходим пересмотр концепции правил дорожного движения. "При участии беспилотного автомобиля с ИИ в дорожном движении появляются его косвенные участники: компания, эксплуатирующая беспилотный автомобиль, компания-производитель, компания-разработчик. По нашему мнению, при наступлении ДТП по вине беспилотного автомобиля ответственность должна нести компания, его эксплуатирующая", - заявил Верник.

По его словам, дальнейший переход ответственности должен осуществляться в соответствии с договорами, заключенными по цепочке с компанией-производителем и компанией-разработчиком.

В конце 2022 года правительство РФ запустило новый экспериментальный правовой режим использования беспилотного транспорта в городах и пригородах на территории 38 регионов России. В рамках эксперимента компаниям требуется завершить несколько продолжительных подготовительных этапов тестовой некоммерческой эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, прежде чем начать их масштабную эксплуатацию, в том числе без водителя в салоне. Таким образом, экспериментальный режим позволит получить практический опыт коммерческой эксплуатации беспилотных автомобилей и подготовить основу для дальнейшего общего регулирования этого направления в России. 

Теги:
Россия