5 апреля 2023, 13:39

Госдума приняла закон о публичном конкурсе на целевое обучение в вузах

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, главное в системе целевого обучения - "создать условия, чтобы будущий специалист после обучения пришел на работу, к которой его готовили"

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, направленный на совершенствование механизма целевого обучения в вузах и процедуры конкурсного поступления на такое обучение для всех абитуриентов.

Документ был внесен на рассмотрение палаты вице-спикером Госдумы Ириной Яровой в мае 2022 года, поправками дополняется закон "Об образовании в РФ". Так, согласно новым нормам, под целевым обучением понимается "получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией". Указывается, что заказчиками такого обучения могут быть федеральные госорганы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом заказчиками целевого обучения не могут быть иноагенты и лица, указанные в законе об ответных мерах противодействия на антироссийские санкции со стороны США и других недружественных стран.

Устанавливается, что в договоре о целевом обучении будут прописаны обязательства заказчика целевого обучения. К ним, в частности, относятся меры поддержки студента в период обучения, предоставление жилья, а также последующее трудоустройство.

Кроме того, согласно закону, все заявки на целевое обучение будут носить публичный характер. Так, заказчик целевого обучения будет размещать предложения о заключении договоров на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". Каждый поступающий сможет найти сведения о мерах поддержки в период обучения и о социальных гарантиях, выплатах при осуществлении трудовой деятельности, а также о работодателе, с которым впоследствии будет заключен трудовой договор.

Новые нормы вступят в силу с 1 июля 2024 года. Заключение договоров о целевом обучение по новым правилам будет осуществляться начиная с приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам на 2024-2025 учебный год.

Решение проблемы обеспеченности кадрами

Как отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, главное в системе целевого обучения - "создать условия, чтобы будущий специалист после обучения пришел на работу, к которой его готовили". "Для этого должен быть другой уровень ответственности и работодателя, и региональных властей, и самого студента. Важно, чтобы студент-целевик понимал: ему гарантированы место работы, достойная заработная плата, жилье и другие социальные гарантии от работодателя и региона", - отметил Володин. При этом, по его словам, региональные власти должны быть уверены, что "вложенные средства не потрачены впустую, человек, заключивший договор о целевом обучении, вернется работать в свой регион". "Тогда и проблема обеспеченности кадрами там, где это необходимо, особенно в сфере здравоохранения и образования, будет решена", - подчеркнул Володин.

По его словам, принятый закон существенно дорабатывает механизм целевого набора, однако "закрепление специалистов, профориентация, подбор специалистов - это вопросы уже другого уровня". Так, подчеркнул он, для решения вопросов кадрового обеспечения необходимо задействовать подведомственные вузы, особенно профильные. "Когда создаются факультеты медицинские на ровном месте в бывшем педагогическом институте или тем более открываются еще научные советы или специальности - никакой критики это не выдерживает", - отметил он, добавив, что необходимо будет обсудить вопрос с министром науки и высшего образования РФ.

Спикер также поручил профильным комитетам Госдумы проработать вопрос, чтобы министры в рамках отчетов в Госдуме освещали тему кадрового обеспечения своих отраслей. "Коллеги, давайте примем решение. Это касается в первую очередь министерств здравоохранения, просвещения, культуры. Давайте при подготовке отчетов профильных министров [предусмотрим], чтобы они первым вопросом освещали тему кадрового обеспечения системы здравоохранения, просвещения и культуры. <…> Без этого проблему не решим", - заключил Володин.