САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 мая. /ТАСС/. Российское законодательство об иноагентах, развиваясь последние 10 лет, стало более сбалансированным и является менее жестким, чем аналогичный закон FARA в США. Об этом в интервью ТАСС на полях XI Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) сообщил замминистра юстиции РФ Олег Свириденко.
"Для нас как правоприменителей ответ очевиден - сегодня российское законодательство об обеспечении контроля за лицами, находящимися под иностранным влиянием, значительно более сбалансировано, а также более прозрачно и регламентировано с точки зрения процедуры применения, и менее жесткое нежели американское законодательство, регламентирующее сходные отношения", - отметил Свириденко.
Он пояснил, что согласно закону FARA любая организация или физическое лицо, которые действуют в политических интересах иностранных государств, а также СМИ, обязаны в десятидневный срок зарегистрироваться в этом качестве и каждые полгода представлять подробный отчет о своей деятельности. "И этот отчет - далеко не только финансовая отчетность, сумма полученного вознаграждения или израсходованных средств", - заметил замминистра. Они обязаны отражать сведения обо всех контактах с представителями власти и вопросы, которые с этими лицами обсуждались в общении или переписке. Подробно предоставляется вся информация об отношениях со страной, в интересах которой действует иноагент. А термин "политическая деятельность", определенный в российском законе, "в американской практике интерпретируется предельно широко, так что под него можно отнести любую консалтинговую или информационную деятельность", отметил Свириденко.
Ключевым отличием от российского законодательства являются и жесткие санкции в США к нарушителям - от штрафа в $5-10 тыс. или до 5 лет лишения свободы за нарушение порядка взаимодействия иноагента с должностными лицами органов власти или распространения информации до лишения свободы на 10 лет для тех, кто действует в качестве иноагента, не уведомив Минюст США.
Свириденко подчеркнул, что российский закон направлен "на обеспечение максимальной наглядности, объективное информирование граждан России о том, что то или иное юридическое или физическое лицо, по сути, транслирует влияние иностранных интересантов", и с этой точки зрения граждане должны оценивать озвучиваемые иностранными агентами идеи или предложения. "Могу констатировать, что в своей работе Минюст России никогда не гонится за количеством включаемых в реестр лиц. При этом нами тщательно оценивается реальное наличие фактических обстоятельств иностранного влияния", - заметил Свириденко.
Замглавы Минюста отметил, что за 10 лет в российский реестр иноагентов было включено 598 лиц (из них в настоящее время действующих - 423). В реестре FARA - более 3,5 тыс. агентов, за 85 лет действия закона FARA в списке иноагентов США побывало более 16 тысяч юридических и 42 тысячи физических лиц.