МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании приняла во втором, основном, чтении проект базового закона "О занятости населения в РФ".
Документ был внесен в Думу в январе группой депутатов и сенаторов во главе со спикерами обеих палат парламента Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. В первом чтении депутаты приняли документ в марте.
Законопроект определяет правовые, экономические, организационные основы государственной политики в сфере занятости населения. Документ уточняет понятия "занятость", "занятые граждане", "граждане, ищущие работу", "граждане, впервые ищущие работу", а также "профилирование граждан, ищущих работу" и "профилирование работодателей". При этом, согласно поправкам ко втором чтению проекта, новые нормы не будут регламентировать вопросы платформенной занятости и самозанятых, как это предполагалось изначально.
В законе предлагается сохранить действующие сейчас нормы о том, что для содействия занятости населения используется единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". Оператором такой платформы будет Роструд. Устанавливается, что на платформе в том числе размещается информация о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также гражданах, стремящихся найти работу.
Устанавливается также, что с использованием платформы Роструд будет проводить мониторинг трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Сводная информация о трудоустройстве выпускников будет учитываться при установлении общего объема контрольных цифр приема на обучение за счет бюджета и при оценке эффективности деятельности таких организаций.
Предполагается, что основные положения нового закона вступят в силу с 1 января 2024 года.
Статус безработного
Законопроект устанавливает новый порядок получения гражданами статуса безработного. Согласно законопроекту, безработными признаются граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости для ее поиска и готовы приступить к работе. Для регистрации в службе занятости в целях поиска подходящей работы гражданам необходимо будет подать заявление. Вместе с заявлением граждане также должны будут подать анкету, в которой укажут сведения о себе, а также о своем образовании, квалификации, опыте работы и другие сведения, необходимые для поиска работы.
Как отметил замглавы фракции "Единая Россия" Андрей Исаев, в законе предлагается также уточнить критерии подходящей работы. "Чтобы не возникало споров и вопросов, мы предлагаем включить в критерии подходящей работы также опыт работы, форму занятости, расположение рабочего места, обстоятельства жизненной ситуации гражданина, включая инвалидность", - отметил Исаев в ходе пленарного заседания палаты.
Решение о признании гражданина безработным, будут принимать органы служб занятости региона, в котором он зарегистрирован, в течение 11 дней со дня подачи заявления, если гражданин согласует предложенный ему индивидуальный план содействия занятости. Порядок регистрации безработных установит кабмин РФ. Для формирования индивидуального плана содействия занятости органы служб занятости направляют гражданину предложение о прохождении в установленные сроки профилирования, которое будет обязательным. Если органы занятости не смогут предоставить гражданину подходящую работу в течение 10 дней с момента регистрации, то он будет считаться безработным с первого дня подачи заявления.
Уточняется, что безработными не могут быть признаны дети до 16 лет, а также обучающиеся по очной форме обучения, граждане, ухаживающие за инвалидами первой группы, детьми-инвалидами или престарелыми и пенсионеры. Не будут признаваться безработными также граждане, которые не прошли в срок профилирование, не явившиеся в назначенный день для согласования индивидуального плана содействия занятости, а также отказавшиеся от него, граждане, признанные занятыми или зарегистрированные как самозанятые. Кроме того, статус безработного не смогут получить граждане, которые в течение 10 дней со дня регистрации в органе службы занятости отказались от двух вариантов подходящей работы или не представили информацию о результатах переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы.