Новая страница 1
/ТАСС-ДОСЬЕ/.15 мая Московский метрополитен отметил 80-летие. За все время работы - с 15 мая 1935 года - столичная подземка перевезла более 145 млрд пассажиров. По данным пресс-службы метрополитена, ежесуточно метро перевозит до 9 млн пассажиров. В штате столичной подземки - 27,2 тыс. мужчин и 18,8 тыс. женщин. Всего на линиях работают 4,3 тыс. машинистов электропоездов. За 80 лет работы в московском метрополитене открыто 196 станций.
Сегодня метрополитен - самый популярный городской вид транспорта в столице, осуществляет 48% перевозок городским транспортом. По объему пассажиропотока входит в пятерку метрополитенов мира. По протяженности линий московское метро занимает пятое место после Шанхая (567 км), Пекина (465 км), Лондона (402 км) и Нью-Йорка (373 км).
Какие станции были построены первыми, как развивалось метро Москвы и как подземка преодолела кризис метростроения после распада СССР - в специальном материале ТАСС.
Борьба с излишествами и быстрый рост сети
Новая страница 2
Первая очередь
Первые проекты строительства метрополитена в Москве появились еще в начале XX века. В 1920-е годы Москва, ставшая столицей СССР, столкнулась почти с трехкратным ростом населения (с 1 млн до 2,7 млн), что привело к ухудшению транспортной ситуации в городе.
15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию "О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР", предусматривавшую сооружение метрополитена в Москве. Строительство началось в ноябре 1931 года с опытного участка на Русаковской улице, в 1932 году проводилась геологическая разведка, началась проходка первых шахт.
В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди будущей транспортной системы, и трест "Метрострой" развернул масштабные работы. Проходка тоннелей велась в неблагоприятных геологических условиях и разными способами (предпочтительным был выбран щитовой). На стройку были мобилизованы около тысячи комсомольцев-ударников, шахтеры, коллективы заводов "Серп и молот", "Динамо", "Электрозавода", комбината "Трехгорная мануфактура"; общее число строителей к 1935 году достигло 70 тыс. человек.
К январю 1934 года было готово около 6% запланированного объема работ, а к концу того же года - 90%. В рамках строительства первой очереди метро было пройдено 33 шахты, построено 11,6 км тоннелей, 13 станций, 17 надземных вестибюлей, пять наклонных ходов с эскалаторами, 56 вентиляционных шахт, 38 дренажных камер, введены в строй четыре тяговых и 11 понизительных электроподстанций. Советская промышленность освоила выпуск проходческих щитов (был скопирован с улучшением конструкции щит британской компании Markham & Co., "Маркхэм энд Ко"), тюбингов, эскалаторов, систем сигнализации, цельносварных вагонов, новых марок бетона.
15 октября 1934 года в 8.20 утра первый пассажирский поезд из двух вагонов (моторный 0001 красного цвета и прицепной 1001, песочного), разработанных и построенных на Мытищинском вагоностроительном заводе (ныне "Метровагонмаш") специально для московского метро, совершил пробную поездку из электродепо "Северное" по Сокольническому радиусу (2,5 км от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники"). Этот же день считается днем основания электродепо "Северное" Сокольнической линии.
15 мая 1935 года была открыта первая линия метро "Сокольники" - "Парк культуры" ("Крымская площадь") с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее - "Улица Коминтерна" (ныне "Александровский сад") - "Смоленская" с тремя станциями (2,4 км). По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро были перевезены 370 тыс. человек.
Новая страница 3
Сталинский метрополитен
Станции первой очереди проектировали и оформляли известные архитекторы и художники - Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и другие.
Вестибюли и станции, больше похожие на подземные дворцы, украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению перронов, переходов, оформлению и освещению пассажирских салонов поездов.
Проект станции "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская") архитекторов Алексея Душкина и Якова Лихтенберга получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе (1937), Всемирной выставке в Париже (1937), а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство (1941). В 1938 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке была удостоена Гран-при станция "Маяковская" (вторая пусковая очередь Московского метро), построенная по проекту Александра Душкина и украшенная мозаичными панно по эскизам Александра Дейнеки.
Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19 часов служил бомбоубежищем. Строительство метро велось непрерывно, не прекращаясь даже в годы Великой Отечественной войны: были сданы станции "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Завод имени Сталина" (ныне "Автозаводская"), участки "Площадь Свердлова" (ныне - "Театральная") - "Завод имени Сталина" и "Курская" - "Измайловский парк" (ныне "Партизанская").
В марте 1954 года закончилось сооружение кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы.
Кольцо, включающее 12 станций, замкнулось с открытием "Белорусской-кольцевой" и "Парка культуры-кольцевой". Тогда же впервые были пущены семивагонные составы.
Всего к этому времени пассажиров принимали 49 станций метро. Их названия стали объявлять в поездах с 1956 года.
Новая страница 4
Борьба с излишествами и быстрый рост сети
4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", которое завершило эпоху строительства станций-дворцов в московском метро. По упрощенным проектам были построены станции "Фрунзенская" и "Спортивная" Сокольнической линии, а также первый участок Калужско-Рижской линии от станции "Ботанический сад" (ныне - "Проспект мира") до "ВСХВ" (ныне - "ВДНХ"). Пилоны станции "ВСХВ" первоначально планировалось украсить флорентийскими мозаиками, однако для удешевления проекта их просто выкрасили зеленым цветом.
В 1958-1965 годах для удешевления строительства были открыты несколько надземных участков, в том числе "Киевская" - "Кунцевская" (Филевская линия).
21 октября 1961 года на Арбатско-Покровской линии заработала первая типовая станция мелкого заложения - "Первомайская": она имеет три пролета, разделенных двумя рядами по 40 железобетонных колонн. Впоследствии этот тип станций был прозван "сороконожкой", он активно использовался в других метрополитенах России и СНГ. Такие станции имели скромное оформление, которое, как правило, ограничивалось керамической плиткой на путевых стенах и мрамором на колоннах.
После отставки Никиты Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС в 1964 году от мер жесткой экономии на оформлении станций было решено отказаться, но при проектировании продолжали использовать простые и стандартизированные архитектурные формы. Появился еще один типовой проект станций мелкого заложения - односводчатый. Первой такой станцией стала "Бабушкинская" Калужско-Рижской линии московского метро, открытая 29 сентября 1978 года.
Удешевление строительства позволяло ставить рекорды по числу введенных в год станций и тоннелей: так, в 1966 году были открыты семь новых станций (на Таганско-Краснопресненской линии), а в 1983 году - сразу восемь (на Серпуховско-Тимирязевской линии). Линии продлевались в районы новостроек (Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино). Всего число станций к 1991 году достигло 147, а протяженность - 239,45 км.
В 1975 году Московский метрополитен перешел в ведение Главного управление метрополитенов Министерства путей сообщения, которому были подчинены все системы метро в СССР.
Новая страница 5
Кризис метростроения
После распада СССР Главуправление метрополитенов МПС было ликвидировано. 3 января 1992 года постановлением № 4 правительства РФ Московский метрополитен "в целях проведения единой политики в осуществлении пассажирских перевозок различными видами транспорта" был передан в собственность г. Москвы.
После распада СССР Московский метрополитен столкнулся с острым кризисом финансирования.
В 1992 году было начато, а затем заброшено строительство новых станций в микрорайонах Митино и Строгино (в эти районы метро пришло только в конце 2000-х годов).
На протяжении 1990-х годов строились в основном старые "заделы": станции Люблинской линии и юга Серпуховско-Тимирязевской линии.
В 2003 году была открыта Бутовская линия легкого метро, основная часть которой проложена по эстакаде, а также станция "Парк Победы", ставшая самой глубокой в Москве (84 м).
20 ноября 2004 года было открыто движение по московскому монорельсу, который впоследствии вошел в систему метро.
В 2000-е годы темпы метростроения в Москве упали до уровня 1950-х годов: в это десятилетие метрополитен вырос только на 36 км, в то время как в 1960-1990-е годы протяженность сети увеличивалась на 40-50 км в десятилетие.
Также перед метрополитеном остро встала проблема обновления подвижного состава, замены эскалаторов и переполненности. С 2000-х годов метрополитен впервые начал обращать внимания на доступность своей инфраструктуры для инвалидов: станции начали оснащать лифтами и пандусами. С 2009 года в московском метро начали эксплуатироваться поезда с кондиционерами в салоне. Открытая 26 декабря 2009 года станция "Мякинино" стала первой станцией метро на территории Московской области (в городском поселении Красногорск) и первой, построенной с привлечением средств частного инвестора.
Новая страница 6
Масштабная программа развития
Согласно постановлению правительства Москвы "Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг." и подпрограмме "Общественный транспорт "Метрополитен" госпрограммы г. Москвы "Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы", с мая 2012 года в российской столице развернуты масштабные строительные работы, предполагающие введение в эксплуатацию до 2020 года более 160 км линий метро, не менее 80 станций (к настоящему моменту открыты 15 из них), реконструкцию девяти существующих и строительство девяти новых электродепо. Программа финансируется за счет городского бюджета (1,239 трлн руб.) и средств инвесторов (41 млрд руб.), федеральное финансирование не предусмотрено.
Открыты станции "Котельники" на Таганско-Краснопресненской линии и "Технопарк" на Замоскворецкой. В 2016 году открылись "Румянцево" и "Саларьево" на Сокольнической линии. Кроме того, в 2016 году также ожидается открытые станций "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская" на Люблинско-Дмитровской линии, "Ховрино" на Замоскворецкой линии, "Минская", "Ломоносовский проспект" и "Раменки" на Калининско-Солнцевской линии, а также первых пяти станций на Третьем пересадочном контуре (строящаяся вторая кольцевая линия).
Ведется строительство еще более 30 станций на продленных существующих линиях, Третьем пересадочном контуре (строящаяся вторая кольцевая линия) и новой Кожуховской линии. Всего же на работах в московском метростроении, по информации Стройкомлекса Москвы, в настоящее время заняты около 45 тыс. человек.
Параллельно правительство Москвы и ОАО "РЖД" ведут реконструкцию и развитие Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД, запуск пассажирского движения на пилотном участке в 2016 году), станции которого будут иметь пересадки или располагаться поблизости от 16 станций метро. Транспортным обслуживанием МКЖД будет заниматься Московский метрополитен. Ожидается, что к 2020 году новые линии метро и интеграция метрополитена с МКЖД позволят снизить нагрузку на действующую сеть.
Вводящиеся в эксплуатацию новые станции снабжены инфраструктурой для маломобильных пассажиров. С 14 октября 2013 года в метрополитене функционирует Центр обеспечения мобильности пассажиров для организации помощи в перемещении по территории метро маломобильных граждан.