МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Российские экономисты раскрыли обратную зависимость между склонностью к инновациям и оценками студентов - чем нестандартнее мыслили учащиеся, тем хуже был их средний балл во время обучения. Это необходимо учитывать при подготовке специалистов для тех областей экономики, где требуется высокий уровень инновационных способностей, сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.
"Ученые изучили влияние склонности к инновациям на оценки во время учебы. Оказалось, что у инноваторов средний балл обычно был ниже на одну единицу по 10-балльной системе. Исследование показало, что более высокие оценки при обучении - один из сигналов того, что студент скорее принадлежит к адаптирующемуся типу, а не к числу инноваторов", - говорится в сообщении.
К такому выводу пришли научные сотрудники факультета экономических наук НИУ ВШЭ Мария Евдокимова и Анастасия Степанова при всестороннем изучении личностных характеристик студентов и их тягой к созданию нового. Для этого они провели опрос среди 203 студентов экономических специальностей. У каждого из них оценили склонность к инновациям, стремление к новому жизненному опыту, креативность и склонность к риску.
Инновационность ученые оценили по 9-балльной шкале: студентов, получивших 0-3 балла, включили в группу адаптирующихся людей, склонных решать задачи при помощи структурированного и стандартизированного подхода, а от 4 до 8 баллов - в группу инноваторов, стремящихся решать задачи нестандартным путем. В дополнение к этому исследователи изучили стремление студентов к новому жизненному опыту, их креативность и склонность к риску.
Последующий анализ этих данных подтвердил, что склонность к инновациям зависела от готовности принимать риски и стремления к новому жизненному опыту, а также от пола учащихся - склонность студенток к инновациям была в среднем на 0,5 балла ниже, чем среди студентов. При этом исследователи обнаружили, что студенты-инноваторы и того, и другого пола в среднем получали меньше баллов при обучении, чем их менее креативные сверстники.
Как считают ученые, это связано с тем, что инноваторам неинтересно выполнять задания на все 100%, так как они не получают достаточного морального удовлетворения, чтобы перекрыть возрастающие затраты усилий на обучение. Это отличает их от адаптирующихся студентов, чье удовлетворение растет вместе с более высоким баллом. Это следует учитывать при обучении инновационным специальностям и при подборе кадров на должности, которые требуют высокий уровень креатива, подытожили исследователи.