МОСКВА, 23 мая. /Корр. ТАСС Анна Макарова, Алексей Светозарский, Анастасия Обуденкова/. Смену руководителя "Турпомощи" неоднозначно восприняли в профессиональных кругах, показал проведенный ТАСС опрос рядовых членов этой ассоциации. Тем временем эксперты уже очертили фронт работ для нового директора.
Основной задачей объединения, образованного в августе 2012 года, является оказание экстренной помощи российским туристам за рубежом, оказавшимся в непредвиденной ситуации по вине туроператора. Членство в организации является обязательным для всех туроператоров РФ, продающих путевки за рубеж, - ежегодно они обязаны отчислять в компенсационный фонд 0,1% от объема продаж туров, но не менее 100 тысяч рублей.
Главным итогом прошедшего 21 мая в Москве общего собрания членов "Турпомощи" стало избрание нового исполнительного директора: на смену Вячеславу Басову, чья деятельность была признана неэффективной, пришел его заместитель Александр Осауленко.
Мал мала меньше
Рядовые участники рынка и представители небольших туркомпаний со скепсисом отнеслись к кадровым перестановкам, полагая, что они принципиально не изменят ситуацию.
"Я заплатил за три года работы около миллиона рублей на взносы в "Турпомощь" и страховщикам. За это время ни один мой турист не пострадал, но потраченные деньги ко мне никак не вернутся", - сообщил ТАСС директор туроператора "Терра Азия Трэвел" Иван Кожаев. По его мнению, с приходом Осауленко членские взносы не снизятся, а отдачи от этих затрат малый и средний бизнес не получит.
Эту точку зрения разделяют многие члены ассоциации. "По сути "Турпомощь" обеспечивает "золотой парашют" крупным компаниям", - пояснила свою точку зрения директор туроператора "Стар Групп" Татьяна Мамаева.
Менее категорично высказалась директор компании "Альянс Онлайн" Екатерина Холодок. "Не жалко заплатить деньги за выполненную работу. Но мы оптимизируем все, что можем, сокращаем сотрудников, зарплаты, чтобы заплатить взносы, а на выходе никто в ассоциации не лоббирует наши интересы. Если у нас случаются проблемы, мы решаем их сами", - подчеркнула она, добавив, что ждет от нового руководителя иного отношения к операторам среднего звена, для которых членство в "Турпомощи" является серьезной статьей расходов.
Сборы на вырост, или от каждого по возможностям
Члены ассоциации обвиняли прежнего ее главу в том, что он с одинаковой меркой и едиными требованиями подходит и к крупным, и к мелким компаниям с разным объемом продаж и принципами работы. В результате небольшие компании, особенно региональные, специализирующиеся на определенных направлениях, индивидуальных турах и деловом туризме, зачастую вынуждены были или уходить с рынка, или становиться агентами крупных туроператоров.
"Риски разные, объемы продаж разные, и подходы ко всем должны быть разными", - подчеркнул еще один участник собрания - вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Он же анонсировал массу новшеств, которые будут закреплены в уставе "Турпомощи".
"Все озвученные предложения мы будем принимать на следующем собрании, согласовав предварительно в Минюсте и разместив на сайте ассоциации", - сказал эксперт.
Избранный исполнительный директор "Турпомощи" Александр Осауленко заявил, что ассоциация будет стремиться в своей деятельности к большей прозрачности, открытости и профессионализму. Пообещал он разобраться и в ситуации с членскими взносами - только шесть из 1720 членов объединения, по данным внутреннего аудита за 2014 год, перечислили в компенсационный фонд более 100 тысяч рублей. "Надо понять, что мы можем в рамках закона предпринять, какую информацию мы можем получить на законных основаниях. Только после этого можно попытаться сформулировать к членам ассоциации вопрос об их задолженностях", - отметил новый руководитель.
Фронт работ
Широкая "известность" к ассоциации пришла летом 2014 года, когда последовал вал банкротств туроператоров. "Именно в тот момент "Турпомощь" показала, что ее создание было крайне своевременным и необходимым", - заявила ТАСС пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
По оценкам самой организации, помощь тогда была оказана более чем 40 тысячам человек, а сумма затрат на их эвакуацию превысила 293 миллиона рублей, или 7,5 тысячи рублей в расчете на каждого туриста. Однако ревизионная комиссия поставила эти данные под вопрос, заявив, что достоверно установить количество туристов, вывезенных из-за границы, ей не удалось. В целом по итогам внутреннего аудита деятельность руководства была признана неудовлетворительной, что и послужило причиной смены главы ассоциации.
Александр Осауленко пообещал в ближайшее время представить регламенты, положения, инструкции по деятельности ассоциации и сверстать бюджет на 2015 год. Открытым остается вопрос о регрессных требованиях к страховым компаниям, которые обязаны компенсировать "Турпомощи" потраченные на экстренный вывоз туристов средства, - пока выплат с их стороны ассоциация не добилась.
По мнению Барзыкина, требуется определить регламент прекращения деятельности туроператора, дабы компании не садились ассоциации на шею. "Возникали ситуации, когда туроператор заявил о прекращении деятельности, но не начал процедуру банкротства, и когда за него все выплатили, возобновил свою деятельность", - пояснил он.
Кризис на страховом рынке привел к тому, что туроператоры начали открывать персональные счета, на которые переводится определенный процент от стоимости путевки. "Полагаю, 30-40% финансовых рисков туроператоров в этом случае может взять на себя "Турпомощь". Таким образом, ответственность диверсифицируется, а если туроператор уходит с рынка, средства возвращаются ему в полном объеме", - предложил вице-президент РСТ. При этом он линий раз напомнил, что все решения и изменения в устав будут приниматься на следующем собрании ассоциации, поскольку ее правление не вправе это делать.