22 февраля, 13:19

Сенатор заявил, что запрет Литвы на высадку пассажиров нарушает нормы ЕС

Сенатор от Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков отметил, что это очередная попытка ущемить интересы граждан России

КАЛИНИНГРАД, 22 февраля. /ТАСС/. Запрет Литвы на высадку пассажиров из поездов, следующих через ее территорию в Калининградскую область, нарушает международное право и нормы самого Евросоюза. При этом негативные последствия для жителей региона будут минимальными, считает сенатор от Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.

Власти Литвы 21 февраля приняли решение запретить с 1 марта посадку и высадку пассажиров из поездов, следующих транзитом через ее территорию в Калининград, на контрольно-пропускных пунктах в Кене на границе с Белоруссией и в Кибартае (Литва) на границе с Калининградской областью. Меры, по их заявлениям, принимаются в интересах национальной безопасности, борьбы с контрабандой и нарушением режима санкций.

"Это вопиющее нарушение не только международного права, но и внутренних норм Европейского союза. Абсолютно очевидно, что прикрытие решением вопросов безопасности, о котором говорят литовские власти, не может скрыть того, что это очередная попытка во-первых, ущемить интересы граждан России, а во-вторых, лишний раз обратить внимание на Литву и ее позицию в отношении Российской Федерации", - сказал сенатор ТАСС.

При этом негативные последствия от решения литовских властей для жителей области будут минимальными. В большей степени они коснутся тех, кто покупал билет в Москве или Калининграде для того, чтобы доехать до Литвы, имея вид на жительство в ЕС, отметил собеседник агентства. "Большинство жителей области уже давно не пользуются поездами для поездок в Литву, этим пользовались только те, у кого есть вид на жительство в ЕС, но и они, в большинстве, сейчас скорее используют для этих целей автотранспорт. Кроме того, в последние несколько лет ни литовская, ни польская граница практически не используются жителями области для выезда в ЕС, а Калининград скорее стал каналом для въезда в Россию для жителей Европы", - сказал Шендерюк-Жидков.

Проезд на поезде через Литву из Калининграда на основную территорию России после решения литовских властей для калининградцев станет даже более удобным, считает сенатор. "По большому счету это только позитивно скажется на ситуации. В поездах просто будет больше мест, потому что люди, которые покупали билеты до Москвы, а выходили в Кибартае (Литва), больше этими поездами не поедут, соответственно, увеличится количество мест для тех, кому нужно поехать в Москву", - сказал сенатор.

Он также заметил, что участок "Литовских железных дорог", о котором идет речь, используется по большей части в нуждах российского транзита и, возможно, следует рассмотреть вопрос о том, чтобы российские поезда не делали остановок на этой территории. "Очередная провокация Литвы в целом должна побудить нас подумать, а стоит вообще ли останавливать поезд, следующий транзитом в Калининград, на литовской территории", - отметил он.

Закрытие пунктов пропуска

Литовские власти также анонсировали закрытие двух КПП на границе с Белоруссией - в Лаворишкесе и Райгардасе. Пока это, по словам сенатора, только разговоры. "Я не думаю, что это будет полномасштабное закрытие и литовцы все-таки будут исполнять требование ЕС о калининградском транзите. Но вполне возможно, что это будут ограничения, которые отрицательно скажутся на калининградском транзите", - сказал собеседник агентства. При этом калининградский бизнес, по его словам, уже в значительной степени перестроился на доставку грузов в регион морским транспортом, а планы Литвы - "это скорее какие-то политические действия, чем какой-то потенциально серьезный ущерб для нас".

Альтернатива сухопутным маршрутам

Калининградская область отделена от основной территории РФ границами Литвы и Польши. Основной сухопутный транзит грузов в область проходит через Литву. Санкции Евросоюза ограничивают сухопутную транспортировку ряда товаров. По железной дороге попавшие в списки грузы можно перевозить только по установленным Евросоюзом квотам, а на грузовиках такие товары запрещены к транспортировке. Альтернативой сухопутным маршрутам являются морские перевозки. Ранее калининградский губернатор заявлял, что область намерена развивать это направление, чтобы полностью преодолеть ограничения Литвы по транзиту.

Общий грузооборот области на конец 2023 года составлял 19,2 млн тонн. На долю морского транспорта приходилось порядка 40% от этих объемов. На морских линиях между Усть-Лугой (Ленинградская область) и Балтийском (Калининградская область) и Санкт-Петербургом и Калининградом работают 25 судов.