ВЦИОМ: при выборе профессии россияне чаще всего учитывали личный интерес
По данным исследования, социальная значимость профессии оказалась в два раза важнее для опрошенных, чем ее престиж
МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Личный интерес в выборе профессии оказался наиболее весомым фактором у 40% участников опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на втором месте - мнение родителей (20%). Результаты исследования опубликованы на сайте центра.
"ВЦИОМ выяснил, что в прошлом, выбирая свою профессию, россияне ориентировались преимущественно на личные предпочтения и мнение семьи. На интерес к профессии указали 40%, на рекомендации родителей - 20%, на пример родителей и личный опыт - по 19%. Достаточно часто решение получить ту или иную профессию приходит "через окружение" и пример других: рассказы старших (10%), учителей (8%), пример других знакомых (8%) или известных людей (4%), фильмы, книги (3%), обсуждения в интернете (2%) и советы репетиторов (1%). <...> При этом только 2% россиян выбирали профессию, опираясь на потенциально высокий доход в выбранной отрасли", - говорится в сообщении.
Как отмечается в исследовании, социальная значимость профессии оказалась в два раза важнее для опрошенных россиян, чем ее престиж (20% против 10%). Кроме того, для респондентов было важно, чтобы профессия была интересной (56%) и востребованной на рынке труда (26%), с высокой зарплатой (31%) и подходящими условиями (10%).
Как показывают данные ВЦИОМ, система профориентации играет незначительную роль при выборе профессии. Экскурсии на места работы оказали влияние на выбор профессии только у 4% респондентов, результаты профориентационных тестов - у 2%. Тем не менее, россияне оказались единодушны в том, что профориентационная работа в школах и дошкольных учреждениях нужна (86%), 70% высказываются за ее начало в шестом классе и позже.
Всероссийский телефонный опрос "ВЦИОМ-Спутник" проводился 29 марта 2024 года. В нем приняли участие 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 лет. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%.