23 апреля, 13:29

Число обратившихся в центр правовой помощи гражданам в цифровой среде выросло в три раза

За консультацией в I квартале 2024 года обратились более 2 тыс. человек, сообщила ведущий специалист по юридическому сопровождению отдела мониторинга и анализа Алена Болдырева

МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. Более 2 тыс. россиян обратились за бесплатной юридической помощью в центр правовой помощи гражданам в цифровой среде в I квартале 2024 года, что в три раза превышает число заявителей за аналогичный период 2023 года. Об этом сообщила ведущий специалист по юридическому сопровождению отдела мониторинга и анализа центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Алена Болдырева.

"C момента создания в центр обратились свыше 7,5 тыс. человек. Отмечу при этом, что число нуждающихся в помощи граждан ежегодно увеличивается. К примеру, в I квартале этого года в центр уже поступило 2 035 обращений, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2023 года", - сказала она на форуме безопасного интернета.

Как показывает практика, причиной нарушения прав граждан в сети преимущественно становится ненадлежащая идентификация пользователя оператором как стороны договора, отметила Болдырева. "В интернете идентификация играет важную роль с точки зрения правовых последствий для граждан при заключении сделок. С одной стороны, механизм дистанционной идентификации повышает доступность услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Но, с другой стороны, несовершенство такого механизма имеет определенные риски. Ведь в настоящее время система идентификации личности в интернет пространстве имеет значительное количество уязвимостей", - добавила эксперт.

Большинство поступающих в центр обращений (45%) относится к совершению в отношении граждан мошеннических действий, включая заключение договоров неустановленными лицами от имени заявителей.

В первую очередь, речь идет о договорах потребительского кредита, однако с использованием личных данных граждан могут быть заключены и другие договоры, например, с оператором мобильной связи или регистратором доменных имен, и даже оформлены электронные подписи, подчеркнула Болдырева.

"Нормы гражданского законодательства содержат требование, что при заключении договоров одна сторона обязана идентифицировать другую. То есть компания должна убедиться в том, что волеизъявление исходит от конкретного человека, установить его личность. Однако в интернете это требование не всегда выполняется", - заключила она.

О центре

Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде - это самостоятельное структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр", подведомственного Роскомнадзору. Центр создан в сентябре 2021 года по инициативе Роскомнадзора. Его юристы занимаются вопросами, связанными с незаконным использованием персональных данных.

XIII Форум безопасного интернета проходит в Москве 23 апреля. Главная тема форума в 2024 году - "Безопасность семьи и детей в цифровой среде". Организаторами мероприятия выступают Лига безопасного интернета, Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. 

Теги:
Россия