САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 мая. /ТАСС/. Экспедицию "Северный полюс-42" планируют отправить в Арктику осенью 2024 года, сообщил журналистам директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. Это будет вторая дрейфующая на льдине экспедиция за последние 10 лет, первая стартовала в 2022 году и официально завершилась 2 мая.
"Завершающаяся экспедиция принесла обширный объем научной информации, которая уже анализируются нашими учеными. В августе судно будет готово к выходу в очередной рейс. Дрейфующая станция "Северный полюс-42" начнет свою работу уже осенью этого года", - рассказал Александр Макаров.
Базовым судном для проведения экспедиции вновь станет ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс", впервые задействованная в Арктике в 2022 году. Это уникальное судно специально было построено для проведения экспедиций в дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана, его конструкция позволяет присоединить судно к движущейся льдине и начать следовать вместе с ней по морскому течению. Дрейф первой экспедиции на ЛСП продлился почти полтора года, после возвращения судна в порт его начнут готовить к новой миссии.
Экспедиция "Северный полюс-41" стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция "Северный полюс" ("Северный полюс - 1") начала работу 21 мая 1937 года. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций.
В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции СП-40 эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет. В 2022 году программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне - экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы "Северный полюс".
Первая в мире ЛСП "Северный полюс" предназначена для круглогодичных экспедиций в северных широтах Северного Ледовитого океана, она способна без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории до двух лет и возвращаться в порт. Судно рассчитано на 14 человек экипажа и 34 человека научного персонала. Платформа оснащена бортовым научным комплексом из 15 лабораторий, мобильным полевым лагерем для размещения на льдинах.