МОСКВА, 26 июня. /Корр. ТАСС Анна Макарова, Алексей Светозарский/. Попытка законодательно приравнять турагентства к саморегулируемым организациям (СРО) обернется увеличением числа мошенничеств и переходом в "теневой" сектор многих компаний, заявили представители турбизнеса в ходе прошедшей пресс-конференции.
Положение о СРО для турагентств содержится в опубликованном 24 апреля 2015 года проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристическую деятельность".
Кроме того, о введении обязательного саморегулирования турагентской деятельности на этой неделе заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Многие участники агентского рынка восприняли возможное нововведение негативно.
"Большая часть рынка уйдет в тень, так как на агента ляжет дополнительная финансовая нагрузка в районе 100 тыс. руб. - компенсационный фонд, вступительный взнос и так далее. В результате снизятся поступления налогов в бюджет", - заявил представитель сети "Магазин горящих путевок" Сергей Агафонов.
Его поддержала руководитель сети "ТБГ. Туристические бренды" Татьяна Дмитрова. "Лоббисты этой идеи ссылаются на то, что рынок к ней готов, но на самом деле представители турбизнеса выступают категорически против", - подчеркнула она.
Президент "Союза туристических агентств" Леонид Черкасский сослался на неудачный, по его мнению, пример применения института саморегулирования в строительном бизнесе, где внедрение механизма СРО закончилось полной неудачей. К числу проблем, с которыми профессиональному сообществу предстоит столкнуться в случае введения саморегулирования, он отнес неопределенность судьбы компенсационного фонда при ликвидации СРО, значительное увеличение стоимости разрешительной документации, влияющей на итоговую цену турпродукта, а также не предусмотренные законодательством лазейки для мошенников.
Упомянула о возможной выгоде для мошенников и гендиректор туроператора "Пегас Туристик" Анна Подгорная. "Сейчас рыночные условия выдавливают с рынка мошенников, рынок - на пути к оздоровлению. Закон создаст лазейки для мошенников. Цель поправок к закону - защитить потребителя, желательно на 100%. Но мы считаем, что эта цель не будет достигнута", - резюмировала она свое отношение к инициативе.
Законодательные нестыковки
Директор юридического департамента сети офисов продаж "Горячие туры" Дмитрий Морозов обратил внимание на некоторые правовые аспекты законопроекта. По его словам, проблемы поправок с юридической точки зрения заключаются в том, что турагент является посредником, а не лицом, оказывающим туристские услуги. Закон же не допускает, чтобы членом СРО являлся посредник.
"Турагент ничего не производит, турпродукт создает туроператор. А агент его продает и является посредником. Соответственно, к нему этот закон применяться не может", - пояснил он.
Кроме того, основанием для выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации может быть только неисполнение обязательств по договору, однако ответственность перед потребителем в соответствии с законодательством несет туроператор, в том числе и по заключенному турагентом договору.
"Таким образом, из компенсационного фонда турагентов нельзя будет производить выплаты потребителям по причине отсутствия оснований", - заключил Морозов.
Альтернатива
Ассоциация "Турпомощь" выступила с альтернативным предложением, суть которого заключается в создании реестра турагентств по аналогии с имеющимся реестром туроператоров, который ведется уже три года.
"Уже созданы наработки и механизмы того, как может действовать общественная организация в случае форс-мажора на туристическом рынке", - подчеркнул глава объединения Александр Осауленко.
По его данным, в 70% случаев ухода туроператоров с рынка утерянная связь с туристами восстанавливалась именно с помощью турагентств. Поэтому объединение двух реестров в рамках одной площадки, по словам Осауленко, может положительно сказаться на защите прав потребителей.