МОСКВА, 9 мая. /ТАСС/. Поминовение усопших воинов, установленное Русской православной церковью в День Победы, в 2024 году перенесено на Радоницу (14 мая), поскольку 9 Мая приходится на Светлую пасхальную неделю, когда не совершается никаких поминальных служб. Об этом рассказал ТАСС руководитель информационной службы синодального отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Георгий Шабалов.
"9 Мая для нас поистине самый светлый, самый яркий, самый победоносный светский праздник, и поминовение павших воинов есть наша обязанность, наш долг - православной церкви, но поскольку в этом году 9 Мая выпадает на период пасхальной седмицы [недели], а по уставу церковь не совершает поминовение усопших в пасхальную седмицу, то их поминовение переносится на Радоницу, на девятый день после праздника Пасхи", - сказал священник.
В этот день, по его словам, в храмах будут совершаться панихиды и возноситься молитвы "о всех вождях и воинах, жизнь свою положивших за веру и Отечество".
Традиционно на Радоницу, во вторник второй недели после Пасхи, приходится день поминовения "всех почивших православных христиан", когда верующие стараются особо почтить память своих родных и близких, посещают храмы и кладбища. Это связано с тем, что именно к девятому дню после Пасхи завершается длительный период особых богослужений Великого поста, Страстной седмицы и Светлой пасхальной недели, когда не предполагается поминовения усопших и поминальных богослужений.
Как отметил отец Георгий, Русская церковь всегда на протяжении тысячелетней истории молилась о павших воинах. Особые дни памяти, в частности, были установлены в связи с Куликовской битвой (Димитриевская родительская суббота), Отечественной войной 1812 года и другими конфликтами. В 1994 году Архиерейский собор РПЦ постановил совершать ежегодное поминовение воинов и "всех страдальчески погибших" в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
По учению церкви, заметил собеседник агентства, война сама по себе является злом и связана с "последствиями грехопадения" и действием "врага рода человеческого". "Однако когда происходит именно оборонительная война, она благословляется церковью как защита Отечества с тем, чтобы уберечь наш народ, наши святыни, наши земли. И мы помним ту заповедь Христа, что "нет больше той любви, как если кто душу положит за друзей своих", и здесь речь идет и о долге по защите Отечества, воинском долге", - добавил священник.