МОСКВА, 15 мая. /ТАСС/. Ровно пять лет исполняется с того дня, как 15 мая 2019 года президент Украины Петр Порошенко подписал закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" и на законодательном уровне в стране был закреплен курс на полное вытеснение и запрет русского языка, который был начат Киевом сразу после госпереворота 2014 года.
Венецианская комиссия и Совет Европы жестко раскритиковали положения этого документа, ущемляющего право национальных меньшинств на использование родных языков. После этого нормы в отношении крымско-татарского и языков ЕС были значительно смягчены. Однако русского языка эти изменения не коснулись. Чтобы обосновать эту позицию, в июле 2021 года Конституционный суд Украины вынес вердикт, что "русских как отдельной национальной группы в стране не существует" и они не имеют права "на юридическую защиту как этническая или языковая единица". В итоге миллионы жителей Украины были объявлены "политическим конструктом" и окончательно потеряли право на родной язык.
В соответствии с законом, русский язык, который в ходе единственной за годы независимости переписи 2001 года назвали родным 29,6% населения страны, должен был последовательно исчезнуть из всех сфер общественной жизни. Сначала требование полного перехода на украинский язык начало действовать для рекламы, с 2020 года - для научной и медицинской сфер, еще через полгода - для сферы обслуживания. С июля 2021 года были введены штрафы за нарушение закона, а с января 2022 на украинский перешли все печатные СМИ.
Завершающим этапом реализации закона фактически должен был стать 2024 год. Документ предусматривает, что с 17 июля 2024 года доля украинского языка на общенациональных телеканалах должна составить не менее 90%. Кроме того, с 2024 года вводятся наказания за "публичное унижение или оскорбление государственного языка", а попытки установления многоязычия в стране приравниваются в законе к действиям, направленным на свержение конституционного строя. На 1 января 2030 года закон отводил лишь одно новшество - с этого момента сдача экзаменов в средней школе и вступительные испытания в вуз возможны исключительно на государственном языке.
Однако на практике власти Украины выполнили и перевыполнили закон задолго до 2024 года. С начала проведения специальной военной операции Украину охватила кампания по тотальной дерусификации, и действия Киева в отношении русского языка далеко превзошли даже те жесткие нормы, которые были заложены в законе.
Местные власти сначала в западных регионах, а затем и по всей стране уже в 2022 году стали вводить полный запрет на спектакли, кинофильмы, книги на русском языке, на преподавание его в школах, на изучение русской филологии в вузах, на использование в эфире.
За нарушение запрета был показательно оштрафован мэр русскоязычного Харькова Игорь Терехов, за чтение лекций на русском увольняли преподавателей, лишались работы водители такси, продавцы, охранники магазинов, общавшиеся с пассажирами и посетителями на неугодном власти языке. А за прослушивание песен на русском можно было угодить в полицейский участок, как это случилось в ноябре 2023 года с жителем Львова, пострадавшим за увлечение группой "Ласковый май".
Угрозы и оскорбления
Несмотря на то, что действие закона не распространяется на сферу частной жизни, на Украине начали запрещать русский язык и в личном общении. Так, в январе 2023 года о таком запрете студентам и преподавателям официально объявила администрация Киево-Могилянской академии. Идею поддержал языковой омбудсмен Тарас Креминь, который призвал распространить эту практику на все высшие учебные заведения страны, а в ноябре того же года заявил, что школьники во время перемен тоже обязаны общаться только на украинском.
В публичном пространстве стала разжигаться ненависть к русскоязычным жителям, в их адрес открыто зазвучали самые радикальные и оскорбительные высказывания. В июне 2023 года ныне отставной секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов назвал общающихся на русском языке "недобитками" и заявил, что им не место в стране. Преподавательница Львовского вуза и бывший депутат Верховной рады Ирина Фарион в эфире призвала создать для них штрафбат и "утилизировать", а спустя несколько дней предложила отправить всех в Сибирь.
Линии раскола
Когда закон о языке в 2019 году был принят, многие эксперты высказывали опасения, что этот документ, нарушающий права почти трети жителей, будет всегда оставаться источником конфликта в стране, создавая дополнительные линии раскола и отторгая целые слои общества.
Сегодняшние статистические данные показывают, что эти опасения по-прежнему актуальны. По данным языкового омбудсмена Тараса Креминя, за последние два года "наступательной украинизации" число школьников, обучающихся на русском языке или изучающих его как отдельный предмет, уменьшилось в 100 раз. Таких в стране осталось менее тысячи - в нескольких школах Днепропетровской и Харьковской областей. Между тем, как сообщал основатель общественной организации "Спильномова" Андрей Ковалев, несмотря на обязательное использование воспитателями и учителями украинского языка, 20% дошкольников совсем не понимают его, полностью владеют им только 15%, а когда дети идут в первый класс, то из-за недостаточного знания украинского 40% из них просто не усваивают материал.
Уполномоченный по защите государственного языка на днях вынужден был признать, что за пять лет действия закона о государственном языке жители страны так и не перешли полностью на украинский. По его словам, за прошлый год к нему поступило 3 692 жалобы на несоблюдение языкового законодательства, они касались инцидентов в сфере услуг, образования, здравоохранения, оформления вывесок. Даже многие госслужащие в регионах продолжают использовать русский язык, выполняя служебные обязанности, сказал Креминь. О масштабе проблемы может свидетельствовать появление нового закона, подписанного на этой неделе президентом Владимиром Зеленским. В нем вновь, как и в законе от 2019 года, пришлось особо оговаривать обязанность местных депутатов и чиновников проводить заседания только на государственном языке.
При этом, как показал опрос, проведенный в сентябре 2023 года по заказу консультативной миссии Европейского союза, 45% украинцев считают, что в стране существует языковая дискриминация, и отмечают нарушение права на родной язык как самую распространенную форму ущемления прав человека на Украине.