МОСКВА, 15 августа. /ТАСС/. Военный летчик-снайпер, основатель авиационной группы высшего пилотажа "Соколы России" Александр Харчевский умер на 75-м году жизни. Слова соболезнования родным и близким заслуженного военного летчика страны выразил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов.
"Ушел из жизни Александр Харчевский. Военный летчик-снайпер, генерал-майор в отставке, заслуженный военный летчик России, бывший начальник Липецкого авиацентра, ведущий и основатель авиационной группы высшего пилотажа "Соколы России". <…> Соболезную родным и близким. Вечная память настоящему летчику, человеку, патриоту и герою нашей страны", - написал он в Telegram-канале.
Артамонов назвал Харчевского "человеком-легендой, который всю жизнь прожил на предельных режимах". Харчевский провел больше 50 учебных воздушных боев с иностранными военными летчиками на международных соревнованиях, стал одним из основателей пилотажной группы "Соколы России". "Сейчас это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолетах показывает приемы ближнего воздушного боя на больших скоростях и сверхмалой высоте. Каждый, кто хоть раз был на авиашоу и видел высший пилотаж Харчевского, наверняка задумывался: "А могут ли самолеты вообще так летать?" <…> Человек-легенда, огромная потеря для всей авиации", - добавил Артамонов.
Полет с главой государства
Генерал-майор Александр Харчевский стал первым инструктором Владимира Путина как главы государства за штурвалом боевого самолета. 20 марта 2000 года тогда еще исполняющий обязанности президента Путин в качестве второго пилота прибыл в Чечню на истребителе-перехватчике Су-27. По сообщению Кремля, он некоторое время самостоятельно управлял боевой машиной.
Как вспоминал сам глава государства, в ходе того полета Харчевский предложил "положить самолет на крыло", а затем фактически выполнил "бочку" - фигуру высшего пилотажа. Путин признавался, что испытал в тот момент чувство, близкое к восторгу. Позднее глава государства неоднократно садился за штурвал самолета.
Пилотажная группа "Соколы России" была образована в 1993 году на базе Липецкого авиацентра ВВС РФ для совершенствования навыков полетов истребителей в группе, а также для демонстрации маневренных возможностей самолетов Су-27 и профессиональной подготовки летчиков.