МОСКВА, 3 сентября. /ТАСС/. Порядка 60-70% иногородних студентов в настоящее время учатся в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, становление ЕГЭ основной формой итоговой аттестации решило проблему поступления в ведущие вузы России талантливых выпускников из отдаленных регионов. Дальнейшее увеличение поступления студентов из других регионов в вузы столиц связано уже не с экзаменом, а с экономическими проблемами, в том числе с непопулярностью образовательных кредитов, считает один из авторов концепции ЕГЭ, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки (1996-2004), экс-руководитель Рособрнадзора (2004-2008) Виктор Болотов.
ЕГЭ стал основной формой итоговой аттестации выпускников 11-х классов 15 лет назад, в 2009 году. Одним из замыслов ввода ЕГЭ, помимо повышения объективности результатов, формирования системы объективной оценки подготовки выпускников школ и подачи заявлений в несколько вузов на несколько направлений подготовки, стало поступление выпускников из периферии в ведущие вузы страны. "Ломоносовым нашего времени дать возможность поступить, не выезжая в какой-то субъект, в ведущие высшие учебные заведения, и стать гордостью страны", - сказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев на прошедшем в конце августа Всероссийском общественном обсуждении вопросов совершенствования ГИА.
Как рассказал ТАСС Болотов, ввод ЕГЭ действительно позволил решить эту проблему. Так, в советские времена в ведущих вузах Москвы и Ленинграда училась четверть жителей Москвы и Московской области, Ленинграда и Ленинградской области. На момент конца 1990-х годов пропорция была обратная: 75% студентов вузов Москвы и Санкт-Петербурга были жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и лишь четверть - дети из других городов Российской Федерации.
"В настоящий момент в вузах Москвы и Санкт-Петербурга примерно 60-70% иногородних студентов, то есть жителей других регионов, не только Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области", - отметил он.
По его словам, дальнейшее увеличение числа иногородних студентов уже не связано с ЕГЭ - это проблема экономики. "Жизнь в Москве и Санкт-Петербурге дорогая, и далеко не все семьи, в которых есть талантливые и мотивированные дети, имеют финансовые средства для содержания детей. А сюжет с образовательными кредитами, который должен был бы решить эту проблему детей из не самых богатых семей, существует, но, к сожалению, эта практика не имеет широко распространения", - заключил эксперт.