МОСКВА, 10 сентября. /ТАСС/. Количество получателей услуг долговременного ухода с 2019 года по 2023 год выросло более чем в три раза - с 51,3 тыс. до 171,2 тыс. человек. Об этом говорится в отчете Счетной палаты о результатах анализа реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2020-2023 годах.
Проект реализовывали в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". Систему долговременного ухода за россиянами пожилого возраста и инвалидами, утратившими способность к самообслуживанию, запустили в 2018 году. В начале 2023 года к нему были подключены 18 регионов, а уже к концу года к проекту присоединились все субъекты страны.
"Численность получателей услуг долговременного ухода выросла с 51,3 тыс. человек в 2019 году до 171,2 тыс. человек в 2023 году, что подтверждает нуждаемость и востребованность граждан в данных услугах. В ходе мероприятия не выявлено граждан, необоснованно получающих услуги долговременного ухода", - говорится в документе.
За четыре года (2020-2023) на реализацию пилотного проекта израсходовано 17 млрд рублей - средства субсидии из федерального бюджета. Бюджетные средства использованы более чем на 99%.
Выводы аналитиков
В Счетной палате пришли к выводу, что для перевода системы в постоянную практику требуется совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования, а также решение кадровых вопросов. "Несмотря на то, что пилотный проект реализуется в рамках федерального закона <...> "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в нем не закреплены понятие "долговременный уход", входящие в него услуги и требования к их оказанию, а также не установлены полномочия органов государственной власти по предоставлению услуг долговременного ухода", - указали аналитики.
Кроме того, отсутствует единообразие в установлении платности и бесплатности предоставления услуг долговременного ухода для их получателей. В частности, в пяти субъектах РФ в 2023 году услуги долговременного ухода предоставлялись за плату.
"Начиная с 2021 года реализация пилотного проекта регулируется типовыми моделями системы долговременного ухода, которые ежегодно утверждаются приказом Минтруда России. Однако типовая модель не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер. В результате существует вероятность применения в регионах разных подходов к определению объема услуг для нуждающихся в уходе граждан", - отметил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.
По итогам анализа Счетная палата направила информационное письмо в правительство РФ, в котором предложила проработать вопросы о закреплении в законодательстве полномочий по предоставлению услуг долговременного ухода, понятия долговременного ухода, входящих в него услуг, требований к их оказанию и контролю за предоставлением, условий определения контингента получателей услуг, а также о нормативном закреплении унифицированных методологических и методических подходов к организации и контролю результатов системы долговременного ухода.
Ранее президент РФ Владимир Путин поручил правительству в рамках нового нацпроекта "Семья" увеличить к 2030 году охват долговременным уходом до 500 тыс. человек среди людей пожилого возраста и инвалидов.