16 сентября, 14:05
Партнерский материал

Приоритеты Свердловской области: машиностроение как фактор развития региона

Донат Сорокин / ТАСС
Как трансформируется и развивается одна из основополагающих отраслей экономики Среднего Урала

Машиностроение - одна из ведущих отраслей свердловской промышленности и один из ключевых приоритетов экономического развития региона.

Представляя депутатам областного заксобрания основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025-2026 годы, губернатор Евгений Куйвашев отметил, что Средний Урал должен стать одним из лидеров нового этапа индустриального развития страны, основанного на собственных ресурсах, компетенциях и силах.

"Наша область - это регион с большим заделом по обеспечению импортонезависимости в базовых отраслях промышленности: металлургии и машиностроении. Значимые достижения показывают „Уральские локомотивы“, Уральский оптико-механический завод, Уралмашзавод и другие наши предприятия. Для укрепления экономического суверенитета страны с 2018 года в регионе запущено и модернизировано 170 новых промышленных производств. Это позволило создать 8 тысяч рабочих мест", - сказал губернатор.

Лидеры и драйверы отрасли

Донат Сорокин / ТАСС

Свердловская область - один из российских лидеров в производстве железнодорожного подвижного состава, включая локомотивы и электропоезда. Так, машиностроительный холдинг "Синара - транспортные машины" в 2023 году вошел в список крупнейших мировых производителей подвижного состава. По итогам 2023 года в регионе выпущено 40% всех российских магистральных электровозов. Средний Урал обеспечил свыше 20% от всего российского производства электропоездов за последние пять лет. Каждый десятый российский трамвай также произведен в Свердловской области.

10 июля 2024 года на Международной промышленной выставке "Иннопром-2024" были заключены соглашения между Правительством Свердловской области и АО "Группа Синара" о взаимодействии по вопросам создания современного производства высокоскоростного пассажирского железнодорожного транспорта на территории региона и по вопросам развития городского электрического транспорта в муниципальных образованиях Среднего Урала, в том числе производства импортонезависимого городского транспорта.

Высокий удельный вес в отрасли занимают также производство учебно-тренировочных самолетов и судов малой авиации, паровых турбин, электротехнического оборудования. Среди крупнейших инвестиционных проектов в Министерстве промышленности и науки Свердловской области отмечают проект АО "Уральский завод гражданской авиации" по созданию производственного комплекса по выпуску авиационных изделий из полимерных композитных материалов.

Крупнейший в СНГ производитель силовой гидравлики, АО "Пневмостроймашина", реализует инвестпроект по созданию промышленного производства гидравлического оборудования, что позволит создать дополнительные мощности по изготовлению аксиально-поршневых гидромашин и значительно увеличить долю отечественной продукции на российском рынке гидравлики.

"В течение 10 лет мы планируем нарастить производственные мощности до 100 тысяч единиц в год и закрыть потребности рынка силовой гидравлики", - сказал гендиректор предприятия Максим Богатов на Международной выставке-форуме "Россия" в Москве в ходе презентации индустриального потенциала региона.

В завершающей стадии реализации находится проект ЗАО "Кушвинский завод прокатных валков" по модернизации валкового производства. Объем инвестиций по проекту превышает 2,6 миллиарда рублей. Проектом предусмотрено создание единого вальцеделательного комплекса, обеспечивающего лучшие стоимостные и технические характеристики валков по сравнению с конкурентами, в том числе налажен выпуск особо крупных валков, ранее не имеющих аналогов в России.

ЗАО "КЗПВ"

Продолжается реализация капиталоемких программ по техническому перевооружению и развитию производств ПАО "Уралмашзавод", АО "Уральский турбинный завод" и других предприятий.

Динамика и вес отрасли

Донат Сорокин / ТАСС

"По инициативе губернатора Евгения Куйвашева в Свердловской области активно реализуются программы и проекты, сформированные президентом страны, направленные на запуск высокотехнологичных, инновационных производств. И сегодня Средний Урал входит в десятку сильнейших промышленных регионов страны. <…> Машиностроительный комплекс выпускает гражданскую продукцию: различное оборудование, медицинские изделия, вагоны, трамваи, самолеты, беспилотные летательные аппараты, а также обеспечивает обороноспособность страны", - сказал министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин на выставке-форуме "Россия" в Москве.

Крупнейшая подотрасль свердловского машиностроения - это производство прочих транспортных средств и оборудования, ее удельный вес превышает 40%.

В 2023 году индекс промпроизводства подотраслей машиностроения в подавляющем большинстве позиций значительно превысил 100% по сравнению с 2022 годом. Наибольшая динамика отмечена в сфере ремонта и монтажа машин и оборудования (167,4%), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (131,1%).

Объем отгруженной продукции за 2023 год также показывает активный рост. Так, в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, индекс составил 160%, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - 148,7%.

Производство ряда видов продукции машиностроения по итогам 2023 года выросло в разы. В частности, более чем в два раза увеличился выпуск автопогрузчиков, компрессоров, бурильных машин, нескольких видов силового электрооборудования.

В первом полугодии 2024 года эти тенденции сохраняются.

Поддержка отрасли на региональном уровне

Региональные власти в качестве мер поддержки организуют участие промпредприятий и научных учреждений в программах федеральных институтов развития. Объем привлеченных средств федерального бюджета в 2023 году превысил 12 миллиардов рублей. За последние шесть лет в экономику региона привлечено более 107 миллиардов рублей.

На региональном уровне для предприятий доступны займы Фонда технологического развития промышленности Свердловской области, ряд налоговых и иных льгот, в том числе в рамках специальных инвестиционных контрактов.

"Продолжается реализация национального проекта „Производительность труда“. Благодаря совместно реализованным мероприятиям с Региональным центром компетенций достигаются значительные эффекты в снижении потерь, увеличении выработки сотрудников и общего экономического результата", - рассказали ТАСС в областном Минпромнауки.

Замещение импорта

Раньше целый ряд продукции машиностроения в РФ либо не производили вовсе, либо ее не могли массово внедрять на внутренний рынок из-за высокой конкуренции с зарубежными компаниями. Сейчас регион успешно осваивает новую продукцию и создает отраслевые мощности.

Так, в 2023 году в Свердловской области запущено 32 новых производства. Благодаря реализации инвестпроектов в экономику региона привлечено более 41 миллиарда рублей частных инвестиций, создано и модернизировано около 2,5 тысячи рабочих мест. А всего с 2018 года в регионе запущено 179 новых промышленных производств, объем инвестиций в экономику превысил 175 миллиардов рублей, создано около 10 тысяч современных рабочих мест.

Алексей Колчин / ТАСС

Среди пусковых объектов - новые машиностроительные производства по ремонту востребованных авиадвигателей, высокоточной механической обработке металлургического оборудования, оборудования для пищевой промышленности. Кроме того, запущено серийное производство крупногабаритных буровых станков для горнодобывающей отрасли, которые напрямую замещают импортные поставки.

"Планируется дальнейшее снижение зависимости промышленности Свердловской области от импорта товаров за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства. Для этого продолжается стимулирование технологической модернизации производств, повышение их эффективности и освоение новых конкурентоспособных видов продукции", - отмечает Пересторонин.

Новые рынки

Отрасль активно переориентируется на новые рынки. Продукция машиностроительных предприятий Свердловской области экспортируется в КНР, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Белоруссию, Таджикистан, Египет, Индию, Молдову, Армению, Азербайджан, Малайзию, Турцию, Кыргызстан, Иран, Грузию, Индонезию, Вьетнам, Мьянму, Лаос, Непал, Кубу, Оман и другие страны.

"Перспективным является дальнейшее выстраивание новых логистических маршрутов, торговых и финансовых связей с КНР, Индией, странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Турцией", - отмечают в министерстве промышленности и науки региона.