МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Укрепление роли учителя как ключевой фигуры в образовании является одной из приоритетных задач государства, роботы не смогут занять место педагога. Об этом говорится в блоге председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, опубликованном на сайте верхней палаты парламента по случаю Дня учителя.
"Я уверена, что даже в условиях таких тектонических сдвигов [в эпоху искусственного интеллекта и цифровых помощников] мы должны не просто сохранить роль учителя как ключевой фигуры в образовательном процессе, но и укрепить ее. Это одна из главных задач государства. По крайней мере, мы в России видим это именно так", - написала спикер Совфеда.
Она убеждена, что школа должна остаться институтом непосредственного общения и живого диалога педагога и ученика. "Я не представляю, чтобы в этом общении место учителя мог целиком и равноценно занять робот. Мы по этому пути не пойдем", - подчеркнула Матвиенко.
Говоря о стратегическом развитии системы образования, председатель верхней палаты парламента отметила, что прежде всего нужно довести до конца уже начатую работу и "реально избавить учителей от непрофильной, излишней бюрократической нагрузки, отнимающей немало сил и времени". Она уточнила, что нормативная база для этого создана, но, несмотря на закон 2022 года, призванный снизить объем бумажной работы, во многих регионах педагоги так и не ощутили эффекта, так как он "слишком вольно трактуется на местах". "Важная задача федеральных властей, в том числе сенаторов, которые представляют регионы, добиться точного и неукоснительного исполнения законодательства", - написала сенатор.
Кроме того, она напомнила, что с 1 марта 2025 года вступит в силу еще один закон, который запрещает местным властям требовать от педагогов дополнительную избыточную отчетность, не указанную в министерском перечне. Матвиенко выразила надежду на то, что он также существенно разгрузит учителей, и сообщила, что в следующую весеннюю сессию одной из задач Совета Федерации "будет отслеживание того, как заработает на земле этот механизм".
Также, по ее мнению, необходимо обратить более пристальное внимание на острую нехватку учительских кадров в малых городах и поселках. Глава Совфеда напомнила, что Минпросвещения готовит комплексную стратегию развития системы школьного образования на период до 2030 года. Она полагает, что необходимо увязать ее со стратегией пространственного развития России на тот же период. "Нужно создавать возможности для сохранения малых поселений. А для этого, в свою очередь, требуется обеспечить условия для привлечения в провинцию учителей, прежде всего, молодых, энергичных. На следующей неделе в правительстве пройдет обсуждение перспектив пространственного развития страны, и я очень рассчитываю, что и эта составляющая не выпадет из стратегии", - отметила Матвиенко.