ЯКУТСК, 16 октября. /ТАСС/. Производитель вездеходов-амфибий планирует поставлять в Якутию модификации автомобилей для грузовых и пассажирских перевозок. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор компании "Звезда" Александр Блохин.
"Мы предлагаем Якутии вездеходы-амфибии, которые могут преодолевать водные преграды - переплывать озера и реки в межсезонье, использоваться для пассажирских перевозок. Автобусы-вездеходы в муниципальном ведении могут быть эффективны для повышения качества жизни в республике", - отметил Блохин, уточнив, что ранее вездеходы выпускались под брендом "Русак".
Компания намерена выпускать межпоселковые автобусы для организации пассажирских перевозок в Арктике вне зависимости от погодных условий. "Автомобиль вместимостью до 24 человек будет двигаться по заранее записанному маршруту. Такие технологии отработаны на Ямале, когда водители на наших вездеходах даже во время сильной пурги проходят расстояние до 400-500 км", - рассказал Блохин.
Также на вездеходах-амфибиях можно организовать перевозку продуктов питания и медикаментов. Они будут оборудованы холодильными установками, грузоподъемность машин составит три-четыре тонны. Третье направление - автомобили скорой помощи. "На базе наших вездеходов мы можем установить специализированное медицинское оборудование", - добавил собеседник агентства. Свои комплектации амфибий могут быть созданы для МЧС и других структур. Отдельные машины могут быть предназначены для передвижных лабораторий, мастерских и ремонтных бригад.
Сейчас в семействе "ВЕАМ" более 35 модификаций - грузовые, пассажирские, грузопассажирские, с разными вариантами двигателей и колесными формулами. "Мы предлагаем разнообразную технику, которая создается на одних и тех же узлах трансмиссии, рамах, колесах и шинах собственной разработки. Это позволяет нам, меняя кузов, создавать огромное семейство машин", - рассказал генеральный директор.
Собеседник агентства уточнил, что предприятие планирует создать в Якутске центр по обучению и обслуживанию вездеходов.
Испытания на Севере
Первые испытания прототипа машины прошли в Якутии еще в 2018 году. Во время весенней распутицы в конце апреля один вездеход, без сопровождения и поддержки, вышел из Нижнего Бестяха (поселок в Центральной Якутии). Зимники к тому времени были уже закрыты, передвигаться по ним грузовые машины не могли, поскольку уже вскрывались озера, реки, оттаивали болота, а вездеход прошел по трассе "Колыма" и по зимнику "Арктика", посещая арктические населенные пункты - Зырянка, Среднеколымск, Черский и другие. Местные жители удивились проходимости и скорости вездехода. Далее команда добралась до Чукотки - Билибино и Певека.
"Мы проехали довольно быстро, что удивляло тех, кто за нами следил по интернету. К примеру, вышли из Черского утром, а вечером были в Билибино. В тот период распутицы для грузовиков этот путь занимал три дня. Испытания прототипа вселили нам уверенность, что мы на верном пути", - рассказал Блохин.
Он уточнил, что испытания проходили также в 2022 и 2023 годах на вездеходах "Русак", которые им были разработаны и серийно производились до середины 2024 года. С 2025 года испытания уже будут проходить на новых вездеходах "ВЕАМ", созданных на основе накопленного опыта по производству вездеходов "Русак".
"Только испытания позволяют проверить принятые инженерами конструктивных и технологических решений и подтверждать заявленные характеристики транспортных средств. Теплоизолирующий кузов автомобилей рассчитан на температуру воздуха до минус 60 градусов. Машины лучше приспособлены для преодоления водных преград. Из-за низкого центра тяжести автомобили обладают лучшей устойчивостью на воде и косогорах", - пояснил кандидат технических наук.
О предприятии
Вездеходы-амфибии стали разрабатываться в рамках федеральных целевых программ Минобрнауки РФ с 2010 года. Благодаря исследованиям в Нижегородском государственном техническом университете к 2017 году была собрана гамма разработок для производства машин. С 2017 года разрабатывается семейство вездеходов-амфибий. С 2020 года началось мелкосерийное производство машин. На сегодня выпущено более 30 модификаций машин. Вездеходы эксплуатируются в Красноярском крае, на Таймыре, Ямале и Чукотке. Машины протестированы в ходе экспедиций МЧС "Безопасная Арктика" (2023) и "Умка" Минобороны РФ (2022), а также прошли опытную эксплуатацию в ФСБ РФ (2023).