17 октября, 11:11

Пекинский университет, МГУ и Университет Цинхуа возглавили пилотный рейтинг вузов БРИКС

В шорт-лист рейтинга были включены 825 университетов, представляющих десять стран-участниц объединения и занимающих ведущие позиции в глобальных академических рейтингах или лидирующих в национальных списках

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Пилотный рейтинг университетов стран БРИКС возглавили Пекинский университет, МГУ им. М. В. Ломоносова и Университет Цинхуа, наибольшее количество включенных в рейтинг вузов расположено в Китае. Об этом сообщили ТАСС в Ассоциации составителей рейтингов.

ТАСС

"Новый академический рейтинг, подготовленный Ассоциацией составителей рейтингов, приурочен к проведению 17-18 октября Форума ректоров университетов стран БРИКС в Москве. Рейтинг стал одним из первых элементов комплексной системы оценки университетов БРИКС, заинтересованность в которой неоднократно выражали представители стран объединения. В частности, такая инициатива была прописана в итоговой декларации по результатам встречи министров образования стран БРИКС, состоявшейся 11 июня в Казани", - отметили в ассоциации.

В шорт-лист рейтинга были включены 825 университетов, представляющих десять стран-участниц объединения и занимающих ведущие позиции в глобальных академических рейтингах или лидирующих в национальных списках. В итоге в пилотный рейтинг включены 600 лучших университетов БРИКС. В топ-10 вошли также Китайский университет Гонконга, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт (МФТИ), Университет Тунцзи, Шанхайский университет Цзяотун, Пекинский педагогический университет и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).

Лучшим среди университетов ЮАР стал Университет Кейптауна (18-е место). Индийский научный институт (Бангалор), занявший 25-ю позицию, признан в пилотном рейтинге лучшим вузом Индии. Лидер высшей школы Саудовской Аравии - Университет Короля Сауда - занял в рейтинге 28-ю строку. В Бразилии первым стал Университет Сан-Паулу (39-е место). Американский университет в Каире (63-е место) получил самую высокую оценку среди вузов Египта, а среди учреждений ОАЭ - Университет Объединенных Арабских Эмиратов (64-е место). Все вузы Ирана опередил Тегеранский медицинский университет (90-е место). Лучший вуз Эфиопии - Аддис-Абебский университет -вошел в интервальную группу "351-400" итогового пилотного рейтинга вузов БРИКС.

Самое большое количество университетов, представленных в рейтинге, расположено в Китае (207 вузов), России (161 вуз) и Индии (93 вуза). Далее следует Бразилия (55 вузов) - страна БРИКС с наивысшей концентрацией сильных вузов за пределами Евразии. Иран представлен в рейтинге 27 вузами. Остальные государства-участники в итоговом списке имеют менее 20 университетов.

В топ-100 рейтинга вошли 24 российских университета, среди региональных вузов выше всех расположились Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (19-я позиция), Национальный исследовательский Томский государственный университет (36-е место) и Уральский федеральный университет (38-е место).

Самый большой образовательный рынок в мире

Как отмечают составители рейтинга, сегодня государства БРИКС - это самый большой образовательный рынок в мире, охватывающий страны с населением порядка 3,6 млрд человек. "При этом в существующих международных табелях о рангах университеты БРИКС представлены довольно слабо - большинство составителей глобальных рейтингов не ставят своей целью объективную оценку вузов БРИКС и не учитывают национальную специфику этих стран", - уточняется в сообщении.

При составлении пилотного рейтинга были использованы подходы к составлению глобального списка "Три миссии университета". Уточняется, что одним из преимуществ рейтинга "Три миссии университета", составляемого с 2017 года, является то, что он основан на проверяемых объективных показателях - субъективные оценки экспертов полностью исключены. В ходе работы над рейтингом БРИКС в существующую модель "Трех миссий" были внесены изменения, которые позволяют учесть национальные особенности образовательных учреждений стран объединения.