МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Фактора обучения студентов из разных стран мира недостаточно для того, чтобы сейчас называть вуз международно-ориентированным: университет должен соответствовать еще ряду критериев, среди которых международно-ориентированные образование, наука и кампус. Об этом сказала ТАСС первый проректор - проректор по образовательной деятельности Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) Юлия Эбзеева.
"Конечно, страновое многообразие - это тоже очень важный критерий. Но помимо этого, очень важно, чтобы вся среда была точно так же международно-ориентированной: то есть должно быть международно-ориентированное образование, международно-ориентированная наука, международно-ориентированный кампус, что тоже очень-очень важно", - подчеркнула первый проректор - проректор по образовательной деятельности РУДН.
Она заметила, что требования к международному университету сейчас меняются. Так, среди трендов современных международно-ориентированных университетов Эбзеева назвала использование цифровых технологий, технологий виртуальной реальности.
"Помимо тренда на цифровизацию, мы говорим о тренде на глобализацию. Если раньше у нас была достаточно ярко выраженная этнокультурная принадлежность, то сейчас мы, конечно же, не должны стирать ту самую этнокультурную принадлежность, но одновременно мы говорим о глобализированном образовании. То есть сейчас очень трудно выделить тех самых лидеров в образовании, страновых или региональных, потому что практически во всех уголках мира сейчас университеты, школы с практиками, которыми можно делиться", - отметила первый проректор РУДН.
Еще один тренд в образовании - это тренд на персонифицированный подход и персонализированное образование, уточнила Эбзеева. Она отметила, что технологии искусственного интеллекта также позволяют более удачно выстроить персонализированную среду, когда учитываются индивидуальные особенности студентов.
Конкуренция среди вузов
Говоря о конкуренции РУДН с другими российскими вузами, Эбзеева уточнила, что речь в первую очередь про обмен лучшими практиками. Она также выразила мнение, что чем больше будет сильных университетов, тем сильнее будет российское образование в целом. "Я своим студентам всегда рекомендую не зацикливаться только на нашем университете или только на московской школе. Потому что есть другие школы с не меньшими традициями и с другими подходами. Полное отсутствие конкуренции - это тоже неправильно. Мы иногда конкурируем сами с собой прошлыми: какими мы были и какие мы сейчас. Мы конкурируем с нашими коллегами. Но в обоих случаях это конкуренция, которая позволяет расти и становиться лучше", - заметила она.
"Естественно, мы смотрим, что происходит в других университетах, мы участвуем в их мероприятиях, форумах. Очень часто то, что уже есть у коллег, может быть прекрасно инкорпорировано и на нашей базе", - добавила она. При этом, подчеркнула первый проректор - проректор по образовательной деятельности университета, это не должно быть голым копированием практик, а именно инкорпорирование под свою образовательную или научную среду. "Поэтому в какой-то мере конкуренция, конечно же, есть, но это конкуренция здоровая. И это именно обмен лучшими практиками", - заключила она.
Рост интереса к российскому образованию
Эбзеева также отметила рост интереса иностранных студентов к обучению в российских университетах. Так, в этом году в РУДН поступило рекордное количество иностранцев - почти 5 550 человек, что на 12% превышает показатель 2023 года и на 75% - 2016 года. При этом существенно возросло количество студентов, поступивших на программы магистратуры - на 32% по сравнению с прошлым годом - до 1 158 человек, и обучающихся, поступивших на программы аспирантуры - на 11%, до 644 человек, уточнила Эбзеева. А в кампусе РУДН существует давняя традиция - селить студентов разных стран в одной комнате для того, чтобы у них была языковая практика. Таким образом, языковые навыки у них тоже улучшаются, заметила она.
Успешное трудоустройство студентов с ОВЗ
Кроме того, в разговоре с ТАСС Эбзеева рассказала еще об одной тенденции современного образования - помощи в успешном трудоустройстве студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. По ее словам, практически ни одна компания сейчас не отказывает в приеме на работу сильным выпускникам с ОВЗ. А университет отслеживает путь каждого такого выпускника. Так, в Центре карьеры РУДН есть отдельный специалист, который работает с инвалидами и помогает им максимально быстро найти работу, заметила первый проректор - проректор по образовательной деятельности университета.
Эбзеева уточнила, что сейчас в университете обучаются порядка 300 студентов с ОВЗ и инвалидностью, это и колясочники, и студенты с другими нозологиями. "В РУДН, можно сказать, уже создана безбарьерная среда. Потому что студенты имеют доступ абсолютно в любой уголок университета. И наши преподаватели, и сотрудники постоянно проходят повышение квалификации, как работать с такими обучающимися. У нас есть волонтеры, которые помогают студентам", - уточнила она.
Также, по ее словам, многие ребята с инвалидностью, которые хорошо учатся, остаются работать в университете. "Практически в каждом подразделении у нас трудоустроен человек, у которого есть какие-то особенности здоровья. Они абсолютно адаптированы и ассимилированы в среду", - подчеркнула первый проректор - проректор по образовательной деятельности РУДН.