30 декабря 2024, 17:32
Арктика

Под Архангельском открылась выставка старинной мебели "На том сидим!"

В собрании музея-заповедника "Малые Корелы" более 150 стульев

АРХАНГЕЛЬСК, 30 декабря. /ТАСС/. Выставка старинной северной мебели "На том сидим!" открылась в музее-заповеднике "Малые Корелы" под Архангельском, передает корреспондент ТАСС. В собрании музея-заповедника более 150 стульев, а также собраны самые разные "предметы для сидения", около 130 предметов включены в проект в выставочном зале на территории архитектурно-ландшафтной экспозиции.

"Поскольку у нас музей этнографический, задача у нас в основном показывать крестьянскую культуру, крестьянский быт, основной предметный ряд - это крестьянская мебель. И в выставке задача очень простая - показать историю развития производства мебели для сидения. От самых простых форм, незатейливых лавок и скамей до высокохудожественных произведений искусства", - рассказал ТАСС заместитель начальника научно-экспедиционного отдела музея-заповедника Денис Данилов.

Центральное место в экспозиции занимает кресло "Дуга, топор и рукавицы" петербургского мебельного мастера Василия Шутова (1826-1887). Это очень своеобразный предмет, скорее, художественное произведение из дерева, но тем не менее, на нем тоже сидели. Спинка кресла - это дуга как от конской упряжи, а подлокотники - топорища двух топоров.

"Мы его поставили в центр, хотя это спорный момент был. Этот стиль еще в XIX веке критики Герцен, Белинский, искусствоведы называли "петушиным", - пояснил собеседник агентства. - Это своеобразный китч середины XIX века. Но чем он интересен? В псевдорусском стиле совмещается с одной стороны идея крестьянского труда, обращения к народу, а с другой стороны городская роскошь. Кресло по такому проекту стояло в кабинете государя-императора, с которым ассоциируется появление этого стиля, Александра третьего".

От лавок до венских стульев

На выставке акцент сделан на мебели, которая была характерна для дома поморского крестьянина. Это были лавки и скамьи, которые делали из толстых и широких досок. Неподвижные лавки имели только передние ножки, другой стороной они крепились к стенам сруба. Скамью, в отличие от лавки, можно было перемещать, у них были спинки и подлокотники.

У каждой лавки в избе было свое предназначение и название. "Вот скамейка "коник", ее так называли с древности, поскольку часть, выходящая к двери, раньше изготавливалась в форме конской головы. Ее называют обычно еще мужской скамейкой. Она стояла в мужском углу у входа, где мужчина в течение светового дня мог сеть починить, как мы здесь показываем, или лапки сплести, бондарку (бондарные изделия, например бочки - прим. ТАСС) поправить, валенки поправить, вот такими делами мужскими заниматься", - пояснил Данилов.

Лавка, расположенная вдоль лицевой стены дома, называлась бабья, или передняя. На ней сидели женщины и дети. Была распространена и переносная мебель, например, скамеечка с прорезью, которую женщина брала с собой, когда шла доить корову. "Или вот стул, напоминающий катушку, он очень тяжелый, так просто его с собой не потаскаешь. Но он тоже считается мобильной небольшой переносной мебелью", - добавил куратор выставки.

На выставке представлена и детская мебель. Были специальные приспособления, чтобы научить ребенка сидеть и стоять, а также стулья на разный возраст. Притом стулья в крестьянской среде стали распространяться довольно поздно, к концу XIX века. Стул сначала появился в горнице, где принимали гостей, потом их стали использовать все чаще. На выставке представлен стул с горбатой спинкой, он сделан специально для пожилого человека. "Индивидуально под заказ для человека с особой физиологией, старенького, может быть, хромого. <...> Вот в этом прелесть крестьянской мебели, она более индивидуальна, чем городская, как это ни странно", - отметил Данилов.

В домах зажиточных поморов не редкостью были "городские" предметы интерьера, в том числе диваны с обивкой и венские стулья разных фирм, которые представлены в экспозиции.

Выставка будет работать до середины весны.