Фальков назвал факторы совершенствования инженерного образования
МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Основными направлениями совершенствования инженерного образования в России являются повышение зарплат преподавателей, наставничество, практикоориентированность и гибкость учебных программ. Об этом сообщил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков в интервью телеканалу "Россия-24".
Согласно результатам исследования НИУ ВШЭ "Мониторинг качества приема в вузы" в 2024 году, которые были представлены во вторник на пресс-конференции в ТАСС, прием на инженерные направления в российские университеты в 2024 году вырос на 7% по сравнению с 2022 годом. По сравнению с 2022 годом платно на инженерные направления поступило учиться на 29,4% больше абитуриентов, на бюджет поступили на 3,9% больше.
"С точки зрения преподавателя мы считаем, что надо поддержать тех, кто читает инженерные дисциплины, особенно фундаментальные. И речь идет о направлении совершенствования работы, сокращении нагрузки и повышении вознаграждения", - сказал министр.
Также особое внимание уделяется наставничеству. По словам главы Минобрнауки, качество высшего образования повышается, если есть наставники как внутри университета, так и со стороны предприятий.
Говоря о качестве инженерных программ, Фальков отметил, что необходимо увеличить объем преподавания базовых от физики, химии, математики дисциплин, повысить практикоориентированность программ и время, которое студенты тратят на практику. "И, конечно, мы понимаем, что современное, в том числе инженерное, образование должно отвечать принципам гибкости. Первый и второй год, когда у нас ядро, базовые фундаментальные знания даются, здесь надо иметь единые подходы на уровне всей страны. Но в последующем в том числе инженерная профессия становится уникальной в зависимости от того, куда приходит инженер, какие задачи он будет решать, профиль предприятия, отрасль", - подчеркнул Фальков. Таким образом, чтобы образование соответствовало стремительным изменениям в экономике, оно должно быть фундаментальным на первых курсах, а далее у каждого студента на старших курсах должна быть возможность реализовать свой выбор через уникальный набор предметов, отметил он. "И в этом особенность высшего образования в XXI веке, пилотный проект [по реформе высшего образования] это очень ярко продемонстрировал", - заключил министр.
О пилотном проекте
12 мая 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в России в 2023-2026 учебных годах в МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете, Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта и Томском государственном университете. В новой системе устанавливается базовое и специализированное высшее образование, а также профессиональное - аспирантура. Под специализированной подготовкой понимается магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка. Сроки обучения на разных уровнях составляют: в базовом высшем - от четырех до шести лет, в магистратуре - от года до трех лет.



