В Новгороде уникальные фрески храма XIV века впервые получили подсветку
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 22 января. /ТАСС/. Уникальные фрески XIV века церкви Федора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде впервые обрели подсветку. Стены храма были расписаны византийскими мастерами не позднее 1378 года, сообщил ТАСС генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.
"Благодаря нашим попечителям подсветку получил храм для Федора Стратилата на Ручью. Потому что это удивительный храм, жемчужина новгородского зодчества XIV века. Росписи здесь появляются не позднее 1378 года. Приходишь сюда, приезжаешь сюда, храм стоит в темноте, и внутри фрески практически не видно. Это такие терракотовые, серые фрагменты. Очень хотелось, чтобы и снаружи всеми гранями, всеми декоративными элементами эта церковь заиграла, чтобы те люди, кто въезжают в Новгород, как раз со стороны Красного поля, с торговой стороны, видели этот сияющий храм. Ну и, конечно, изнутри, тоже вместе с Василием Николаевичем Андреевым, замечательным мастером-световиком, с которым мы работаем, мы, по моей просьбе, сделали освещение северной стены, где сохранилась в полной мере иконография. Здесь мы видим мучеников, самое главное, мы видим эту композицию - "Воскресение и сошествие в ад", и часть западной стены освещена", - сказал Брюн.
Каменная церковь Федора Стратилата на Ручью - одна из самых впечатляющих построек Новгородской феодальной республики периода расцвета. Она воздвигнута в 1360-1361 годах на месте каменного храма Федора Тирона 1115 года. Это первый храм нового типа, итог всей предшествующей архитектуры, самый ранний из "классических" новгородских храмов XIV-XV веков, который стал каноном для дальнейшего новгородского строительства. В древности храм стоял на берегу Федоровского ручья, откуда и произошло название "на Ручью". В годы Великой Отечественной войны солдаты испанской Голубой дивизии устроили в куполе наблюдательный пункт, под хорами - жилье, в пристройке - казарму. Иконостасом отапливали помещения. Реставрационные работы послевоенных лет носили противоаварийный характер.
В начале 1950-х годов храм был восстановлен в первоначальных формах. Фресковый ансамбль сохранился фрагментарно, причиной тому стали пожары и ремонт 1880 года, когда фрески были забелены и частично записаны масляной живописью. В куполе сохранилось изображение Христа Пантократора, окруженного небесными силами, и пророков, написанных в простенках между окнами барабана. Верхняя часть стен занята сценами, связанными с "подвижными" праздниками и изображениями Пасхального цикла. Особенностью росписей алтаря является замыкающийся в его пределах цикл Страстей Господних, написанных против часовой стрелки.



