Все работы хороши: какие специальности будут востребованы в ближайшем будущем

Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию обсудил вопросы подготовки инженерных кадров для важнейших отраслей экономики. Вместе с тем уже в ближайшее время выпускники школ встанут перед выбором своей профессии и дальнейшего образования. С одной стороны, нужно найти свое призвание и дело по душе, с другой — стать востребованным специалистом и найти хорошую работу в будущем. Эксперты рассказали ТАСС, как можно решить эту дилемму и выбрать правильный вектор.
Инженером хорошо
Технологический суверенитет России в условиях санкционного давления напрямую зависит от кадрового обеспечения экономики специалистами-инженерами. "Ориентировочная потребность на ближайшие пять лет составляет более 1,5 млн человек. А спрос на инженеров за последние три года вырос в 2,5 раза. Сегодня половина бюджетного приема — инженерно-технические и естественно-научные специальности. Большая часть мест отдана в регионы. И это абсолютно правильно. В ближайшие годы будем наблюдать бум инженерного образования, это важно для школьников, ведь именно сейчас им необходимо выбирать соответствующие профильные предметы", — рассказал ТАСС первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга.
Читайте также
Эксперт Мажуга: в РФ необходима система подготовки кадров для исследований

Профессор, президент РУДН Владимир Филиппов пояснил, что геополитическая ситуация подтолкнула нас более быстрым образом производить собственные материальные блага, от которых зависят доходы государства и бытие людей. Например, производство продуктов питания, машин, оборудования для лечения людей. "Мы в России можем производить многое, у нас есть материальные ресурсы — нефть, газ, металлы, у нас можно построить современные производства, но у нас не хватает инженерных кадров. Сейчас геополитическая обстановка сподвигла нас более активно действовать по решению этой проблемы на всех уровнях образования: от школьного до высшего технического", — подчеркнул Филиппов.
Чтобы своевременно обеспечить экономику нужными кадрами, сейчас активно практикуется целевое обучение, после которого выпускник колледжа или вуза должен отработать на предприятии по полученной специальности не менее трех лет. Для этого каждый год правительством РФ выделяется целевая квота — доля от бюджетных мест.
"Целевой прием совершенствуется, именно этот инструмент призван обеспечить отрасли необходимыми специалистами! В прошлом году зачислено более 50 тыс. целевиков, в основном это педагоги, медики и инженеры. Не все закрывают места целевого приема, есть проблемы. Дополнительно с этого года появилась возможность целевикам получать дополнительные баллы за участие в мероприятиях, проведенных работодателями, — профильные олимпиады, обучение в профильных классах и прочее", — добавил Александр Мажуга.
Владимир Филиппов привел такой пример: "В советское время был СОПС (Совет по изучению производительных сил), который планировал, сколько и каких кадров производительных сил нам нужно. Он отвечал за планирование подготовки и за размещение этих кадров. Соответственно, и в нашей стране нужно проводить политику, которая покажет населению большую востребованность инженерных специальностей, а некоторые гуманитарные — менее".
По мнению Филиппова, не случайно иностранные студенты идут к нам в российские вузы учиться в первую очередь на врачей, инженеров, агрономов, педагогов — в школе или в вузах. Возвращаясь к себе, знают, что точно найдут работу. С дипломами гуманитария, экономиста или юриста им уже сейчас сложно трудоустроиться даже в странах Африки (где еще 60 лет назад почти совсем не было вузов!). Тенденция расширения и развития подготовки (на современном уровне) специалистов в области материального производства — для обеспечения своей независимости — это мировая тенденция.
Читайте также
Кабмин работает над моделью нового начального профобразования

Владимир Михайлович привел еще один пример: "Я в 80-е годы работал в Бельгии — преподавал в университете, помню плакаты, развешанные на всех остановках Брюсселя, на которых был молодой человек неадекватного вида и надпись: "Он не псих, он — безработный". Вот так наглядно надо показывать молодежи, как важно иметь хорошую работу, иначе сойдешь с ума, станешь "психом", когда нечем будет кормить своих детей".
"Это нужно объяснять нашей молодежи, чтобы она не шла по более легкому пути и потом не осталась без работы по диплому. Им важно понять, что человеку важны специальность и работа, которые обеспечат ему и карьеру, и достойное содержание своей семьи", — добавил Филиппов.
Как меняется система образования
Молодежи сразу после школы еще трудно понять, чем бы хотелось заниматься в жизни. Вузы предлагают множество специальностей, но выбрать подходящую бывает непросто. Владимир Филиппов считает, что сегодня современное высшее образование должно быть гибким: "Я сам поступил в Университет дружбы народов на специальность "Машиностроение". Проучился два года на инженерном факультете, понял, что это не мое, и перевелся на специальность "Математика". Потом, будучи ректором более 20 лет, я всегда понимал студентов, которые приходили и говорили: "Это не мое. Прошу перевести меня на другую специальность".
По словам Филиппова, несколько лет назад на Совете при президенте была одобрена такая гибкая траектория: вместо системы 4+2 предусматривалась система 2+2+2. То есть надо поступить и первые два года проучиться в университете по фундаментальным дисциплинам, а потом выбрать специализацию.
"Очень трудно в 17 лет понять, что выбрать: менеджмент, маркетинг или экономику. Это близкие направления. Почему не поступить на укрупненную группу специальностей, проучиться два года и затем определиться с направлением? Или пример специальностей инженерного факультета, где я учился: машиностроение и энергомашиностроение, — рассказал Владимир Филиппов. — Абитуриенту сложно в 17–18 лет сделать между ними осознанный выбор для поступления. Да и по факту более чем на 90% учебный план первых двух лет и по машиностроению, и по энергомашиностроению полностью одинаков: математика, физика, химия, черчение, начертательная геометрия, технология материалов — все совпадает, не говоря уже о гуманитарном цикле дисциплин. Надо ввести гибкую траекторию, чтобы после двух лет фундаментального образования человек выбирал свою специализацию. Сейчас разрабатывается новая структура высшего образования, и нужно эту возможность предусмотреть".
На заседании Совета по науке и образованию президент РФ Владимир Путин предложил ввести гибридную форму обучения для студентов, работающих по будущей специальности, и индивидуальные учебные планы. Также предложил рассмотреть возможность поэтапного профессионального образования. Это означает, по словам президента, что при завершении определенного цикла студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определенной квалификации, при желании — пойти работать, а затем продолжить обучение по программам базового или специализированного высшего образования. Такие же возможности должны быть и у выпускников техникумов, колледжей, которые захотят стать инженерами, получить высшее образование в будущем.
Читайте также
Инженеры ОМК подготовили уроки металловедения для школьников России

Безусловно, особое внимание должно уделяться качеству образования, которое во многом зависит от преподавательского состава. "Сегодня очень важно поддержать преподавателей фундаментальных дисциплин. Именно они закладывают теоретические и фундаментальные знания в вузе. По данным Минобрнауки, в вузах работает порядка 7,5 тыс. преподавателей, ведущих курсы по фундаментальным дисциплинам у 300 тыс. студентов. Много обсуждали с коллегами, что относить к фундаментальным дисциплинам и кто может преподавать эти дисциплины на высоком уровне. Дополнительное финансирование, снижение нагрузки, концентрация на преподавании — основные меры поддержки таких педагогов", — добавил Александр Мажуга.
Кого ищут чаще?
Как рассказала ТАСС главный эксперт hh.ru по рынку труда и руководитель направления клиентской эффективности Наталья Данина, список наиболее востребованных профессий в 2025 году будет не сильно отличаться от прошедших трех лет. Пользующиеся повышенным спросом профессии можно разделить на несколько групп:
- Массовые (преимущественно в розничной торговле, логистике, общепите);
- Рабочие и производственные специальности;
- IТ-специальности со взаимодействием с ИИ и другими трендовыми технологиями.
"На первые две группы приходится две трети всех открытых вакансий в стране, именно в них сосредоточен основной дефицит кадров. В перечисленных группах востребованных профессий конкуренция за рабочие места второй год подряд держится на минимальных значениях — менее четырех активных резюме на одну вакансию. Трудовой резерв, из которого могла бы дополнительно быть почерпнута эта недостающая часть рабочей силы, — его просто нет", — пояснила Данина.
В тройку самых востребованных профессий вошли:
- Менеджер по продажам;
- Продавец-консультант (кассир);
- Водитель.
Первая тройка самых востребованных профессий на рынке труда также стабильна второй год подряд, и есть большая вероятность сохранения такого состава по итогам 2025 года.
Читайте также
Курьерский голод: чем чреват взрывной рост спроса на персонал в сфере доставки?

В десятке самых востребованных по итогам 2024 года произошел ряд изменений: рабочие и производственные специальности, а также профессии в складской логистике существенно потеснили по уровню спроса "классические" квалифицированные специальности (бухгалтеров, врачей, юристов и так далее). По итогам 2025 года, скорее всего, можно ожидать закрепление позиций "синих воротничков" в числе профессий с повышенным спросом. Востребованность только растет, и она сохранится в будущем году.
На вероятное снижение спроса могут повлиять внедрение автоматизации и беспилотных технологий, рост производительности, снижение текучести кадров, эффективность программ удержания сотрудников, но в реальности рынок труда только в начале этого пути, и в 2025 году эти факторы вряд ли могут иметь массовый характер. Массовый приток рабочей силы в эти профессии, который также маловероятен в течение 2025 года, не снизит спрос, а лишь может ослабить остроту дефицита.
Несмотря на общие тенденции рынка, которые могут меняться от года к году, есть специальности, которые будут востребованы во все времена. Это инженер, педагог и врач. "И если первая только возвращается в традиционный перечень популярных профессий, то врач и учитель не выходили из этого списка", — прокомментировал Александр Мажуга.
Светлана Шмелева, Анастасия Давыденко


