От музеев до судостроения: где и зачем применяют технологии мультимедиа

Мультимедийные технологии сочетают различные форматы представления информации, например, в виде звука, изображения, видео, текста или анимации. "Специалисты по мультимедиа шутят, что предшественником современных технологий в этой области стал наскальный рисунок", — говорит руководитель Центра мультимедийных решений компании "ЛАНИТ-Интеграция" (входит в группу ЛАНИТ — прим. ТАСС) Рустам Гирфанов.
По типу контента такие решения делятся на аудио-, видео-, анимационные, графические, а также технологии дополненной реальности. Кроме того, их можно разделить на линейные, в которых пользователь не взаимодействует с контентом, и интерактивные, где это взаимодействие происходит.
Сферы применения мультимедийных технологий
С каждым годом мультимедийные технологии все более широко используются в бизнесе. "Прежде всего, их применение направлено на оптимизацию и повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение внимания к продукции компаний. В торговой сфере использование таких технологий способствует росту продаж и монетизации бизнеса за счет визуализации товаров и повышения вовлеченности покупателя, например, благодаря интерактивной рекламе и элементам геймификации. Также технологии мультимедиа помогают проводить аналитику данных и собирать информацию о клиентском поведенческом опыте", — рассказал Гирфанов.
Эксперт отметил, что мультимедийные технологии могут применяться на разных локациях коммерческих объектов. Например, в лобби чаще всего располагаются имиджевые инсталляции, формирующие представление о компании. В переговорных пространствах такие технологии решают задачи автоматизации бизнес-процессов, в том числе за счет проведения онлайн-совещаний. С помощью мультимедийных технологий также создаются медиафасады, придающие зданиям динамичный облик.
В образовательных процессах сегодня также активно применяют мультимедийные технологии. "Практически все учебные аудитории оснащаются аудиовизуальными решениями для того, чтобы преподаватель мог донести информацию на языке, понятном современным студентам", — пояснил Гирфанов.
Кроме того, такие технологии активно внедряются в сфере искусства. Все чаще музеи предлагают посетителям виртуальные туры, используют аудиовизуальные технологии и даже игровые элементы. Не обходятся без мультимедиа и театральные постановки. "Все хотят новых подходов и форматов, поэтому современный театр — это не только про актеров, но и про технологии", — уверен Гирфанов.
Он добавил, что мультимедийные технологии и решения применяются на производстве при создании ситуационных диспетчерских центров, работающих с большими объемами информации, а также на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе при построении цифровой навигации и отображении информации о том, через сколько приедет автобус и какой у него маршрут. И наконец, вся рекламная индустрия полностью построена на мультимедийных решениях.
Мультимедийные проекты "ЛАНИТ-Интеграции"
Один из крупнейших мультимедийных проектов "ЛАНИТ-Интеграции" — оснащение нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. "Мы создали несколько интерактивных мультимедийных экспозиций, в том числе оборудовали мультимедийными и ИТ-решениями общественные зоны, конференц-зал музея", — рассказал Рустам Гирфанов.
В здании размещены экранные поверхности для информирования посетителей о мероприятиях. Централизованное управление контентом базируется на российской программной платформе. На первом, третьем и цокольном этажах, открытых для свободного посещения, установлены интерактивные двухсторонние киоски и напольные интерактивные столы, где представлена планировка этажей.
Многофункциональный зал оборудован светодиодным экраном для демонстрации роликов и презентаций. Кроме того, в конференц-зале и пресс-центре есть специальное звуковое оборудование и помещения для синхропереводчиков. На территории музея посетителей сопровождает робот-экскурсовод, который рассказывает об экспозициях, — это также часть проектного решения, предложенного "ЛАНИТ-Интеграцией".
Среди проектов, реализованных компанией, — оснащение мультимедийными решениями офисных зданий. Так, "ЛАНИТ-Интеграция" внедрила мультимедийное оборудование в 450 пространствах крупного российского банка в башне "Евразия", в том числе в переговорные, зоны общественного пользования, лобби, конференц-залы и кабинеты руководителей.
Также спикер привел пример внедрения мультимедиатехнологий в образовании. Специалисты компании оборудовали инфраструктуру Корпоративного университета кредитной организации комплексом мультимедийных средств обучения и информирования. Мультимедийные системы охватывают все основные помещения и обеспечивают трансляцию аудио- и видеоконтента в соответствии с учебной программой.
ИИ в мультимедийных технологиях
Одним из значимых трендов в использовании мультимедийных технологий, по мнению Гирфанова, сегодня выступают применение искусственного интеллекта и создание генеративного контента. "При взаимодействии пользователя с аудио-, видео- или интерактивным носителем его индивидуальные особенности оценивает ИИ. После этого он выдает предложение, основанное на результатах анализа", — пояснил он.
Искусственный интеллект также используется при проведении спортивных мероприятий: он рассматривает лучшие моменты в игре, а затем оценивает вероятность победы той или иной команды. "Он может за считанные минуты проанализировать ошибки игроков и предоставить данные, а затем сгенерировать фильм по итогам этого события", — добавил эксперт.
В дальнейшем, по мнению Гирфанова, влияние нейросетей на генерацию контента будет только усиливаться. Также прогнозируется развитие бесконтактного тактильного интерфейса, то есть управление с помощью жестов или взглядов. "Мы ждем распространения голографии, пространственного интерфейса, 3D-дисплеев без очков, видеозвонков с 3D-аватарами", — перечислил он.
Помимо этого, появятся гибридные физическо-цифровые интерфейсы, то есть некие умные поверхности, которые будут позволять пользователям взаимодействовать не только с дисплеями, но и с предметами. Будут активно применяться умные бытовые приборы, способные предугадывать поведение пользователей и предлагать сервисы своим владельцам, о которых раньше можно было только мечтать. По словам эксперта, такие эксперименты уже ведутся. Одновременно вырастет и доля импортозамещенного оборудования. "Многое из высокотехнологичного оборудования уже может производиться в России", — уверен он.
AR-технологии
Одной из разновидностей мультимедийных технологий выступают технологии дополненной реальности (AR). Благодаря такого рода разработкам создается среда, объединяющая физические и виртуальные объекты. Настоящий мир дополняется цифровыми элементами: текстом, картинками, 3D-объектами и анимацией. "То есть человек находится в определенном месте реального мира, но ему доступна дополнительная информация, скрытая от обычного взгляда. Эти сведения можно получить через очки дополненной реальности или экран телефона", — пояснил генеральный директор компании "Системы компьютерного зрения" (входит в группу ЛАНИТ, далее СКЗ — прим. ТАСС) Михаил Смирнов.
По его словам, объектом дополненной реальности может быть как текстовое панно, так и видео или 3D-модель. Библиотеки AR-технологий уже появились в магазинах приложений для смартфонов. Приложение узнает место, в котором должно произойти наложение технологий дополненной реальности с помощью QR-кода или за счет использования так называемого якорного снимка, который позволяет распознавать определенный объект с определенного ракурса. "Этот инструмент помогает отслеживать перемещения человека в пространстве. Даже если он немного смещается или отодвигается относительно якорного снимка на небольшое расстояние, то все равно остается в AR-мире", — рассказал Смирнов.
Самой сложной системой, по его словам, является та, что предполагает создание с нуля AR-сцены (виртуального слоя, наложенного на реальное окружение), включая сканирование реального пространства, чтобы в дальнейшем прикрепить к получившейся 3D-модели AR-информацию. Эта система также определяет позицию в реальном мире и соотносит ее с позицией в 3D-облаке с целью вывода AR-информации. Кроме того, как пояснил глава СКЗ, есть возможность совмещать дополненную и виртуальную реальности. Например, при размещении в дополненной реальности 3D-модели здания, по которой можно перемещаться.
Возможности AR-технологий
AR-технологии применяются, в частности, в офисных пространствах для навигации и информирования сотрудников и посетителей. Как пояснил Смирнов, существует также целое направление использования АR-технологий в техобслуживании оборудования, например, в офисе. Так, можно отсканировать номер кабинета и узнать, когда в нем последний раз проводили сервисные работы.
Музеи и выставочные центры также выступают основными сферами применения АR-технологий. Как правило, в этих местах с помощью технологий дополненной реальности посетители получают историческую или другую справочную информацию.
"Таким образом можно изучить 3D-модель статуи, расположенной в том месте, на котором она стояла или где она была найдена. Или в зоологическом музее показывают видео с экосистемой, где жило то или иное животное. То есть снабжают посетителя теми сведениями, которые не поместились на текстовое информационное табло экспоната", — прокомментировал глава СКЗ.
Проекты СКЗ с использованием AR-технологий
Компания "Системы компьютерного зрения" разработала технологию, которая позволяет создать сцену AR в любом помещении. "С ее помощью можно свободно перемещаться внутри AR-пространства, реализовать различные сценарии и не зависеть от каких-либо маркерных объектов", — рассказал Смирнов. Механизм имеет удобную навигацию, точное позиционирование в любой точке и легкое обновление сцен и дает возможность наполнять дополненную реальность разнообразной информацией. При этом для его использования не требуется специальное оборудование.
Данная технология применяется в том числе в 3D-реконструкции цеха на одном из российских заводов. Для этого к агрегатам цеха подвешиваются информационные маркеры, дающие возможность перейти в систему завода и посмотреть состояние производства. Такие инструменты актуальны при проведении экскурсий по заводу, где показывают историю цеха, рассказывают о функциях каждого из агрегатов, его характеристиках и объемах произведенной продукции.
Технологии, разработанные компанией, использовались для проектов в приложении "Узнай Москву" (0+). "Мы создали достаточно сложные экскурсии, в том числе сняли всю улицу Никольская, по которой туристов сопровождает трехмерный гид. Он идет со скоростью человека, подводит его к различным персонажам, также созданным в трехмерной реальности, и рассказывает историю этого места", — поделился Смирнов. Вторым проектом, где применяется эта технология, стала экскурсия по одному из павильонов ВДНХ.
Перспективы AR-технологий
В дальнейшем AR-технологии, по мнению Смирнова, будут все больше распространяться на производстве, например, при строительстве судов или при прокладке трубопроводов. Еще одним перспективным направлением может стать продажа цифровых копий предметов искусства с помощью технологий AR.
По словам эксперта, такие технологии уже сегодня достаточно востребованы на конференциях, в частности в полуигровой форме при работе со школьными проектами. "В дальнейшем их применение будет только расширяться", — считает он. И наконец, AR-технологии станут все чаще внедряться в сфере навигации и для проведения персональных экскурсий.
Реклама. АО "ЛАНИТ", ИНН 7727004113, erid: 2SDnjcbiNfG


