Все новости

Минобрнауки: в России могут изменить год начала изучения обществознания

Курс обществознания в школе должен быть систематизированным, сообщил Сергей Нарышкин
© Валерий Матыцин/ТАСС, архив

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. В России может измениться учебный год, когда школьники начинают изучать обществознание в сторону более старшего возраста.

"У нас наметились линии соприкосновения и единения мысли даже на первом заседании. Большинство участников высказалось в пользу того, что нужно рассмотреть вопрос начала преподавания этого курса в сторону более высокого возраста наших детей, и мне тоже кажется, что это оправдано", - сказала во вторник первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк на рабочем заседании по разработке концепции преподавания обществознания в Госдуме.

Сейчас разных школах преподавание обществознания начинается с 5 или с 6 класса.

Курс должен быть систематизированным

В свою очередь председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул, что курс обществознания в школе должен быть систематизированным. Необходимо избежать рисков "скатиться в бессистемность" при подготовке концепции преподавания этого предмета в школе.

По словам спикера, возглавившего рабочую группу, задача по подготовке курса обществознания "предстоит сложная". Он отметил, что необходимо найти баланс "в стремлении вложить в курс (обществознания) больше компонентов и направлений и избежать рисков скатиться в бессистемность".

Нарышкин сообщил, что к работе над проектом концепции преподавания этого предмета в школе обязательно будут привлечены и родители, и учителя, и ученики. "Уверен, мы эти риски преодолеем", - заключил глава нижней палаты парламента.

Минобрнауки совместно с профессиональным сообществом продолжает заниматься модернизацией школьного обучения. Уже была разработана концепция математического образования, на завершающей стадии находится концепция филологического образования. Во вторник в Госдуме прошло первое заседание, посвященное разработке предметной концепции по обществознанию. Впоследствии, после ее принятия, будут изменены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, примерная программа обучения по предмету, программы повышения квалификации педагогов-предметникоа, а также изменены требования экспертизы учебников.

Программа имеет много недостатков

Школьная учебная программа по обществознанию имеет множество недостатков, считает глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. "Чувствуется отсутствие целостной концепции, отсутствует и связь между учебниками каждого класса, очень неравномерно распределен материал, какие-то части учебников очень просты и примитивны", - добавил Никонов.

По его мнению, присутствует также формализованность материала, много примитивных примеров, часто из зарубежной жизни, очень часто это воспроизводство вузовских учебников с попыткой их адаптации для школьников. "Очень много пережитков - во всех учебниках всех классов есть деление общества, очень нравоучительный тон изложения материала, оторванность от реальной жизни. На мой взгляд, налицо недооценка умственных способностей наших детей и их возможности использовать новые технологии", - сказал глава комитета.

Он добавил, что целью учебников для 6-9 классов должно стать формирование у школьников системы знаний об обществе и осознание школьниками своего места в социально- политическом пространстве, учебники 10-11 классов должны знакомить детей с наукой об обществе, учить применять полученные знания и готовить школьников к выбору будущей профессии.

"В порядке предложения: учебник 6-го класса должен включать в себя материал о человеке, седьмого - вопросы развития общества, экономики, политики, права, религии, восьмого - современное российское государство, правовые обязанности граждан, трудовые отношения. 9-й класс мог бы быть посвящён экономике, финансам, законодательству, соотношению с международным правом, 10-11 - повтор тематик", - отметил Никонов.

"Концепция обществознания очень важна, это один из самых популярных предметов, потому что многие наши дети связывают свое будущем с областью общественных наук", - добавила, в свою очередь, первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк. По её словам, концепция по обществознанию будет использоваться для изменения федеральных государственных образовательных стандартов. "Мы будем использовать материалы заседания рабочих групп для разработки примерных образовательных программ, для разработки программ повышения квалификации педагогов, экспертизы учебников", - заключила Третьяк.

Курс могут дополнить этикой и философией

Руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева предлагает дополнить курс обществознания в школе элементами этики, эстетики, а также международного права и философии. "Совершенно очевидно, что в этот курс должны быть добавлены не только вещи, связанные с экономикой, но также с этикой и эстетикой... и, как ни странно, философские вещи", - сказала она. Акцентировав внимание на философии, она отметила, что студенты, поступающие на гуманитарные факультеты вузов, нередко вообще не имеют представления, что это за предмет.

"Возможно, надо давать и основы политологии, чтобы знакомить детей с тем, какого рода гуманитарные дисциплины так или иначе связаны с пониманием конституционного устройства государства и общества, а также с теми вещами, которые носят общечеловеческий характер, - я имею в виду этику и эстетику", - добавила глава думского аппарата.

Кроме того, полагает Поллыева, "с учетом сегодняшнего этапа развития мира, международная политика должна подаваться именно как международное право". "Базовые акты, базовые декларации, базовые правовые конгрессы, на которых были приняты эти системные акты, - все это надо потихонечку в течение этих лет детям давать, потому что существует огромный разрыв между школьным образованием и вузовским", - заявила она. Причем закрыть этот пробел "примитивными материалами и просто словами в курсе обществознания или некими личными представлениями о тех или иных вещах не только невозможно, а категорически запрещено".

"Поэтому я бы приветствовала, если бы базу этого курса составляли правовые науки, Конституция как общенациональная идея соединения общества для дальнейшего движения вперед, для создания нормальной экономики и так далее. И все-таки добавляла бы некоторые вещи, связанные с гуманитарными дисциплинами, с этикой, искусствоведением и, естественно, международно-правовыми документами", - подчеркнула Поллыева.