18 августа 2016, 15:44

Курящих женщин в России становится все больше, а мужчин - меньше

Дмитрий Рогулин/ ТАСС
По данным исследователей, доля курильщиков среди людей с более низким уровнем образования растет быстрее, чем среди образованных граждан

МОСКВА, 18 августа. /ТАСС/. Исследователи из Высшей Школы Экономики (НИУ ВШЭ) проанализировали статистику курения в России за последние 70 лет и показали, что в последние годы уровень мужского курения падает, а женского, наоборот, растет, сообщает научно-популярный портал "Чердак" со ссылкой на пресс-службу НИУ ВШЭ.

Также исследователи оценили влияние уровня образования на этот процесс и отметили, что доля курильщиков среди людей с более низким уровнем образования растет быстрее, чем среди образованных граждан.

В статье заведующего Международным центром экономики, управления и политики в области здоровья НИУ ВШЭ Кристофера Герри и научного сотрудника Центра Дианы Квирмбах проанализированы данные по курению за последние 70 лет, собранные в рамках Российского мониторинга экономического положения здоровья населения НИУ ВШЭ и глобального опроса взрослого населения о потреблении табака. При этом особое внимание исследователи уделяли статистике курения с 1991 года.

Ученые установили, что на фоне снижения уровня мужского курения наблюдается увеличение доли курящих женщин. "Так, в период между 1995 и 2007 годами курили около 60% мужского населения России, а потом этот показатель стал снижаться и к 2014 году достиг 50%, - говорится в пресс-релизе. - При этом заметнее всего этот показатель снизился для двух самых молодых возрастных групп - от 15 до 24 лет и от 25 до 34 лет: если в 1995 году три четверти молодых людей считались заядлыми курильщиками, то к 2014 году эта цифра снизилась до 57%. В то время для женского курения наблюдается рост во всех возрастных группах, а общая доля курящих женщин возросла примерно с 9% в 1995 году до 14% в 2014 году".

Как борются с курением в разных странах

Возможные причины

Уровень женского курения начал расти еще до 1991 года и перехода на рыночную экономику, и потому исследователи считают, что постсоветские тенденции связаны не только с приходом в страну транснациональных табачных компаний и их агрессивным маркетингом, направленным именно на женскую аудиторию.

Положительный образ курящей женщины и особенно курящей молодой женщины, к 1991 году, по их мнению, уже давно возник в обществе и именно это обеспечило успех табачной отрасли.

Среди причин, вызвавших такие культурные сдвиги, эксперты ВШЭ называют рост внимания к культуре потребления, возникшей в эпоху Леонида Брежнева; рост урбанизации в 60-70 гг. XX века, приведший к снижению социального контроля за поведением женщин, и развитие молодежных движений, появившихся после смерти Сталина - "тусовок" молодых, хорошо образованных людей, живущих в крупных городах, интересующихся музыкой, танцами, модой. Отношение женщин к курению стало меняться еще в 70-х годах, а в 80-х и 90-x эти изменения стали особенно хорошо заметны.

Влияние образования

На динамику курения влияет и уровень образования граждан.

Так, моду на женское курение сначала перенимали представители слоев высокого социально-экономического статуса: среди женщин с высшим образованием из старших возрастных групп (родившиеся в 1940-1950 гг.) больше курильщиков, чем среди менее образованных представительниц слабого пола.

Сейчас тенденция поменялась: молодые мужчины и женщины с низким уровнем образования курят в два - три раза больше, чем их сверстники с высшим образованием. При этом доля курильщиков продолжает расти и среди молодых женщин с низким уровнем образования, и среди молодых мужчин, несмотря на общую тенденцию к уменьшению количества курящих мужчин.