27 марта 2017, 12:56,
обновлено 27 марта 2017, 14:26

Мизулина предлагает приравнять коммерческое суррогатное материнство к торговле людьми

Елена Мизулина. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Елена Мизулина
Сенатор также подчеркнула, что не выступает за полный запрет суррогатного материнства, поскольку есть случаи, когда этот способ остается для супружеской пары единственной возможностью иметь детей

МОСКВА, 27 марта. /ТАСС/. Сенатор Елена Мизулина считает, что коммерческое суррогатное материнство необходимо приравнять к торговле людьми.

"В России коммерческое суррогатное материнство должно быть приравнено к торговле людьми, как это уже сделано в ряде стран", - заявила она, комментируя законопроект о запрете суррогатного материнства, направленный сегодня Госдуму ее коллегой по палате Антоном Беляковым. Мизулина при этом сослалась на опыт Германии, Франции, Норвегии, Австрии, Швейцарии, Дании, Италии и США.

"Подобная форма торговли людьми - одна из очевидных угроз всему человечеству, так как способность вынашивать ребенка не должна ставиться в один ряд с обыденными оплачиваемыми услугами", - уверена парламентарий.

Вместе с тем сенатор подчеркнула, что не выступает за полный запрет суррогатного материнства, поскольку "есть случаи, когда этот способ остается для супружеской пары единственной возможностью иметь собственных биологических детей". "Мы призываем к контролю коммерческой его составляющей. В России это явление приобрело исключительно коммерческую основу", - пояснила она.

Сенатор также выразила озабоченность тем фактом, что права суррогатной матери и биологических родителей сейчас никак не защищены. Кроме того, отметила она, "очевидно, что для суррогатной матери существует целый ряд рисков, прежде всего угроза физическому и психическому здоровью".

Беляков  внес в Госдуму законопроект о запрете суррогатного материнства до того времени, пока в России не будет выработан комплексный подход к этому институту, защищающий интересы всех сторон. Парламентарий основывает свое предложение на том, что услуги суррогатных матерей в РФ оказываются сейчас по гражданско-правовому договору, который допускает закрепление любых обязанностей и прав сторон, но не гарантирует их строгого выполнения.

В частности, указывает сенатор в пояснительной записке к законопроекту (есть в электронной базе Госдумы), остается непонятным, является ли рождение ребенка с патологией или случай внутриутробной смерти результатом ненадлежащего выполнения услуг и основанием для расторжения договора. Кроме того, для передачи ребенка от суррогатной матери к биологическим родителям не требуется процедура усыновления, что еще больше выводит договор об оказании соответствующих услуг за пределы правового поля, считает автор законопроекта.