Все новости

Водителей успокоят: как зоны медленного движения отразятся на пешеходах и автомобилистах

На улицах с небольшой интенсивностью транспортного потока предлагают ограничить скорость автомобилей и разрешить пешеходам переходить дорогу в любом месте
Улица Большая Бронная в Москве Антон Новодережкин/ТАСС
Описание
Улица Большая Бронная в Москве
© Антон Новодережкин/ТАСС

Узкие улицы исторических центров городов могут стать безопаснее и удобнее для пешеходов. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил проработать вопрос о введении в Правила дорожного движения (ПДД) понятия "зона успокоенного движения". Эти участки дорог будут отмечаться отдельным знаком, который запретит автомобилям двигаться быстрее 10–20 километров в час и обгонять друг друга, а пешеходам позволит пересекать дорогу в любом месте, независимо от наличия зебры.

Узаконить существующее

Руководитель экспертного центра "Пробок.Нет" Александр Шумский рассказал, что он и его коллеги предложили Шувалову эту инициативу на совещании и вице-премьер ее поддержал. "Речь идет об улицах, где для движения предназначена одна полоса, зачастую находящаяся на одном уровне с тротуаром. В Москве это Большая Дмитровка и Пушечная улица. На них люди и сейчас переходят дорогу в удобном для себя месте, а не там, где это обозначено зеброй. Есть два варианта: либо закрыть на это глаза, либо сделать это законным. Лучше пойти по второму пути", — считает Шумский. По его словам, в дальнейшем возможно и создание на таких улицах велодорожек с движением навстречу автомобильному потоку.

Предложение поддерживает директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ Ирина Ирбитская: "Такая схема организации существует во многих развитых городах, например в Париже. Это называется улицы с приоритетным движением пешеходов. Конечно, типология улиц намного сложнее и следовало бы разработать разные регламенты, но появление альтернатив тому, что есть у нас сейчас, можно только приветствовать". По ее словам, хорошим продолжением инициативы могла бы быть разработка руководства для муниципалитетов, с описанием параметров улиц и оптимальных схем организации движения по ним.

Мошенники с небольшой дороги

Есть у идеи и противники, которые считают, что она ставит под угрозу безопасность дорожного движения и помогает мошенникам. "Если мы сделаем зону, где пешеход сможет выходить на дорогу, никак не ориентируясь на зебру, то наездов на пешеходов будет больше", — считает автоюрист Дмитрий Славнов. Он говорит, что даже на переходах происходят ДТП с участием пешеходов, потому что они выходят на дорогу в наушниках, капюшонах или просто не смотрят на приближающийся автомобиль. При этом человек останавливается почти мгновенно, а машине, даже двигающейся на маленькой скорости, требуется несколько метров. Поэтому наезды все равно будут. Славнов полагает, что некоторые будут злоупотреблять правом пешехода выходить на дорогу в любом месте: "Сейчас мошенники часто роняют перед машиной ноутбук или дорогой телефон, а потом говорят автовладельцам, что они их толкнули, из-за этого техника упала и разбилась и водителю нужно это все возместить. На таких улицах мошенники будут "жить" 24 часа в сутки".

В свою очередь, адвокат общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Сергей Радько считает, что введение дополнительного знака вряд ли принципиально изменит ситуацию. "Если это улица со спокойным движением и там нет сплошной разметки, одинарной или тем более двойной, то пешеходы и сейчас имеют право переходить дорогу с соблюдением всех мер предосторожности", — утверждает Радько. Стоит отметить, что в ПДД сказано, что пересекать такие дороги можно, только если в прямой видимости нет перехода или перекрестка и при условии, что улица хорошо просматривается в обе стороны.

Сергей Круглов