15 ноября 2017, 13:44,
обновлено 15 ноября 2017, 14:53

Законопроект о возвращении помещений для курения в аэропорты внесен в Госдуму

Депутат Сергей Боярский отметил, что нынешний запрет на курение в аэропортах является "малоэффективным"

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Депутат Госдумы от "Единой России" Сергей Боярский внес в среду на рассмотрение палаты законопроект, которым предлагается разрешить создание запрещенных в настоящее время антитабачным законом специальных помещений для курения в аэропортах.

"Исходя из... анализа и сложившейся за четыре года практики, предлагаемая мера по созданию специальных мест для курения в настоящее время представляется более эффективной в отношении защиты некурящих посетителей и работников аэропорта, чем существующий малоэффективный запрет", - говорится в пояснительной записке, копия которой есть у ТАСС. В связи с этим Боярский предлагает расширить список исключений, предусмотренных в законе "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", где по решению собственника допускается курение, "зонами аэропортов, предназначенных для нахождения зарегистрированных пассажиров, работников аэропорта и авиакомпаний".

Результаты опросов

Парламентарий напомнил, что целью запрета курилок в 2013 году была защита граждан, находящихся в аэропорту, от воздействия табачного дыма. "По истечении 4 лет существования указанной нормы у эксплуатантов авиатранспортных узлов накопились достаточные фактические данные, позволяющие оценить эффективность принятого решения", - пишет он.

Боярский, в частности, ссылается на проведенный в 2015 году опрос ВЦИОМ среди пассажиров ряда аэропортов (московского аэропорта Шереметьево, аэропорта Сочи и нескольких других российских авиаузлов), в ходе которого 37% опрошенных сообщили, что лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в помещениях аэропортов. Опрос ВЦИОМ в мае 2016 года показал, что 33% россиян не соблюдают запрет на курение в общественных местах. "При этом возможности контроля за действиями потенциальных нарушителей со стороны работников авиаузла и линейных отделов внутренних дел на транспорте ограничены, так как основной обязанностью указанных служб является обеспечение безопасности в зоне их ответственности", - сказано в пояснительной записке.

Таким образом, утверждает Боярский, "административный запрет курения на территории и помещениях аэропортов на практике привел не к желаемым результатам, но к ситуации, в которой некурящие граждане вынуждены подвергаться воздействию табачного дыма". По его мнению, эта проблема особенно остро стоит в так называемых чистых зонах и залах транзитных пассажиров международных аэропортов, когда возможность доступа к месту для курения вне аэропорта практически отсутствует.

Ужесточение санкций не поможет

Решение проблемы предотвращения курения на территории аэропорта путем ужесточения административных санкций "потребует дополнительных ресурсных затрат со стороны государства, что на данном этапе не представляется целесообразным", считает Боярский. "Поэтому в целях совершенствования механизмов обеспечения защиты некурящих граждан от табачного дыма в закрытых помещениях аэропортов предлагается предоставить возможность создавать в аэропортах специальные места для курения, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства", - пишет он.

Единоросс напомнил, что 84% респондентов опроса ВЦИОМ от 2015 года "поддержали идею подобного решения для обеспечения прав некурящих пассажиров". "В отличие от ужесточения административного контроля, которое потребует дополнительного финансирования со стороны государства, затраты на создание соответствующей инфраструктуры (специально оборудованных мест для курения) будут ложиться непосредственно на эксплуатантов", - пояснил политик .

"Такой подход позволит снять проблему неконтролируемого воздействия окружающего табачного дыма на некурящих лиц на территории аэропортов, обеспечив таким образом требования Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, а также поднять уровень доверия населения к государственной антитабачной политике", - заключил Боярский.

Антитабачный закон

Антитабачный закон вступил в силу на всей территории России с 1 июня 2013 года, он запрещает курить на территории школ и вузов, учреждений культуры и спорта, на пляжах, стадионах, детских площадках и в больницах, нельзя курить на территории санаторно-курортных учреждений, внутри госучреждений и на автомобильных заправочных станциях. Запрещено курение на борту самолетов (раньше решение о запрете курения в авиалайнерах принимали авиакомпании), в метро и на всех видах общественного транспорта. Курение около и внутри вокзалов, портов и аэропортов также считается нарушением закона. Чтобы закурить, требуется отойти от входа на 15 метров.

После вступления в силу закона в Госдуму не раз вносились инициативы о возвращении курилок в аэропорты, однако ни одна из них пока не была подержана палатой.