МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Большинство россиян недовольны состоянием системы здравоохранения в стране: положительно его оценивают только 9% респондентов. Об этом на пресс-конференции в ТАСС, посвященной результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) "Эффективность российского здравоохранения и система ОМС", рассказал руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин.
"Мы видим, что 52% россиян критически оценивают состояние дел. Если говорить об оценках "хорошо", "скорее хорошо" - это 9%, а "удовлетворительно" оценили 37%", - сказал Родин.
Основными "болевыми точками" здравоохранения граждане считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), а также их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%). Неэффективную работу страховых компаний, предоставляющих полис ОМС, первоочередной проблемой назвали всего 3% опрошенных.
Наиболее действенными мерами по повышению качества медуслуг россияне считают "наказание рублем" медучреждений (48% респондентов) увольнение руководителей (35%), контроль со стороны независимых правозащитных организаций (25%).
При этом правильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, защищает права пациентов, считает 82% россиян. "Мы понинтересовались: "Считаете ли вы правильной или неправильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая вам полис ОМС, должна защищать ваши права как пациента?" Мы получили, что 82%, можно сказать, подавляющее большинство посчитали эту идею здравой. Если проводить эту мысль дальше, то это та основа, тот социальный запрос на проявление более активной роли страховой компании в защите прав пациентов", - сказал Родин.
При этом, согласно ВЦИОМ, 73% граждан приветствуют появление в системе ОМС страховых представителей, в обязанности которых входит информирование населения о возможностях системы ОМС, правах пациента и составе бесплатных медицинских услуг (в этом заинтересованы 42% респондентов), защита прав пациентов и решение спорных ситуаций между медицинским учреждением и пациентом (55%) и регулярный контроль за качеством медицинских услуг (39%).
На сегодняшний день пациенты государственных и муниципальных медучреждений, получающие лечение по полису ОМС, чаще всего сталкиваются с проблемой длительного ожидания (56% испытывали подобного рода неудобства лично, 27% - знают о них со слов родственников и знакомых), отсутствия достаточного количества сидячих мест и нормальной вентиляции (42% и 11%), отсутствия необходимого оборудования, лекарств (40% и 29%), непрофессионализмом врачей, неправильно поставленным диагнозом и назначенным лечением (37% и 43%).
С плохими санитарными условиями и грубым отношением медицинского персонала лично сталкивались 36% и 32% соответственно. Среди распространенных проблем респонденты также отмечали требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно (31% и 30%), запись в карточку/медицинской документации большего количества процедур/услуг, чем было сделано во время приема (по 12%).
Всероссийский телефонный опрос был проведен ВЦИОМ в октябре 2017 года по заказу ЦСП "Платформа". В опросе приняли участие 1200 респондентов в возрасте от 18 лет. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%