Все новости

Одноразовым пластиковым пакетам осталось недолго

В магазинах "Ашан" больше нет бесплатных пластиковых пакетов. Ранее Сергей Иванов предложил ввести сбор за их использование. ТАСС рассказывает о том, исчезнут ли пакеты-"майки" из всех магазинов

 Бойкот "майкам"

— Вам нужна сумка? — вопрос кассира на секунду отвлекает меня от выкладывания продуктов из корзины на ленту. В "Ашане", сколько себя помню, были бесплатные тонкие пластиковые пакеты, а теперь замечаю, что на крючках в конце ленты их нет. 

— Нужна, а какие варианты? 

— Есть вот такая зелененькая тканевая за 25 рублей или вот такой большой пакет за восемь, — отвечает кассир с виноватой улыбкой. 

Платные пакеты в супермаркете "Ашан" Сергей Бобылев/ТАСС
Платные пакеты в супермаркете "Ашан"
© Сергей Бобылев/ТАСС

Пластиковых тонких "маек" в магазинах  больше нет, объясняет она. Компания запретила их продажу из-за того, что пакеты наносят большой вред природе. Когда кассир слышит в ответ, что это прекрасная идея, выражение ее лица меняется, как у ребенка, которого не вызвали к доске отвечать невыученный урок. Виноватость тут же улетучивается, и женщина уже доверительно произносит: 

— Представляете, вы только третий человек за сегодня, который этому порадовался! Все же привыкли, что бесплатно! 

Мусорная арифметика

Главный довод тех покупателей, которые недовольны нововведением "Ашана", состоит в том, что его пакет — капля в море по сравнению с другими экологическими проблемами: выбросами промышленных предприятий, выхлопными газами машин и т.д. 

По данным Greenpeace (в октябре организация отправила 20 крупнейшим продуктовым ретейлерам страны письма с предложением добровольно и поэтапно отказаться от реализации в магазинах одноразовых пластиковых пакетов), среднестатистический россиянин использует в год около 180 пакетов, а все пакеты-"майки", которые продают за год в России в магазинах, составляют менее 1% от общего объема мусора, производимого в стране. Казалось бы, цифры не очень большие, но в реальности это более 133 тыс. тонн пластика, который будет разлагаться и отравлять природу минимум четыреста лет. Будет распадаться на кусочки, попадать в почву, в водоемы, в животных и в итоге обратно возвращаться к нам — вместе с пищей.

Для сравнения: столько же весят три корабля размером с "Титаник" или самый большой в мире современный круизный лайнер Princess Diamond, длина которого — 294 м, а высота — 60 м. Пластик можно было бы переработать и сделать новые пакеты, но для этого нужно, чтобы его сдавали в переработку чистым. 

Пластиковый пакет будет разлагаться и отравлять природу минимум четыреста лет Сергей Бобылев/ТАСС
Пластиковый пакет будет разлагаться и отравлять природу минимум четыреста лет
© Сергей Бобылев/ТАСС

— Новые пакеты очень легкие. Но никто не сдает в переработку чистые пакеты, — рассказывает руководитель токсического отдела "Greenpeace Россия" Алексей Киселев. — У нас люди любят использовать их дома как мусорные мешки. И в итоге на переработку они приезжают грязными, на них налипает мусор, что многократно увеличивает его вес. Это очень невыгодно — никто не хочет покупать органический мусор, а не пластик, материал. Никто не будет отмывать пакеты, так что, если вы используете пакет как мешок для мусора, он навсегда останется мусором, а не пойдет на переработку. Его просто захоронят на полигоне".

Но пока контейнеры для раздельного сбора мусора есть далеко не во всех российских городах, да и переучиваться и сортировать мусор готовы далеко не все. 

"Пластиковый пакет — маркетинговая уловка, на которую население "подсадили" в 90-х, — считает эколог Алексей Киселев. — Покупателю казалось, что это европейский сервис наконец пришел в страну, что таким образом магазин проявляет свою заботу о потребителе. Потом пакеты стали платными, но в России не привыкли считать копейки, поэтому стали их покупать. Когда в Англии в 2014 году ввели плату за пакеты, то их потребление сократилось на 70%. А у нас люди даже с небольшими доходами не считают обременительным платить по два, пять, пятнадцать рублей за пакет каждый поход в магазин". 

Эта "мелочь", незаметная для покупателя, по данным Greenpeace, приносит производителям одноразовых пластиковых пакетов ежегодную выручку примерно в 60 млрд рублей. 

Поможет ли запрет? 

Полный запрет на продажу и использование пластиковых пакетов вводился в некоторых штатах Индии, в Сингапуре, Бангладеш, Руанде, в Австралии, однако в большинстве европейских стран и в США принимают меры, которые подстегивают потребителей сдавать пластик на переработку либо покупать многоразовые сумки — иными словами, повышают цены на пакеты. Магазины обязаны не просто брать деньги за полиэтиленовые пакеты, но и принимать их от покупателей назад и отправлять на переработку.

Продуктовые сумки, изготовленные из переработанных пластиковых бутылок и хлопка David McNew/Getty Images
Продуктовые сумки, изготовленные из переработанных пластиковых бутылок и хлопка
© David McNew/Getty Images

В 2016 году в Калифорнии крупнейшая американская сеть супермаркетов Walmart была оштрафована на $1 млн за то, что продавала полиэтиленовые пакеты как биоразлагаемые, хотя тестирования показали, что они не разлагаются в почве на 100%. 

Такие жесткие требования к ретейлерам и система штрафов позволили добиться существенного снижения потребления пластиковых пакетов, причем снижение это в Америке и Европе продолжается, в то время как в России потребление пакетов растет примерно на 13% в год. 

В октябре 2017 года спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов предложил подумать о введении экологического сбора за использование полиэтиленовых пакетов в магазинах, а заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов ответил, что ведомство "уже прорабатывает этот вопрос".

Перспективы

Несмотря на то что сейчас официальных ограничений по использованию полиэтиленовых пакетов-"маек" в магазинах нет, многие торговые сети, как и "Ашан", стараются "перевоспитывать" покупателей и стимулировать их покупать многоразовые сумки и биоразлагаемые пакеты. 

В ИКЕА покупателям предлагают многоразовые сумки Михаил Почуев/ТАСС
В ИКЕА покупателям предлагают многоразовые сумки
© Михаил Почуев/ТАСС

Так, например, в сети магазинов ИКЕА отказались от продажи пластиковых пакетов еще в июне 2014 года. Вместо них покупателям предлагают бумажные пакеты, а также многоразовые сумки из полипропилена и текстильные сумки с принтами. "Благодаря таким мерам, — рассказала ТАСС пресс-секретарь компании ИКЕА в России Татьяна Отруцкая, — По нашим оценкам, на свалки не попало примерно 563 тонны пластика". 

ИКЕА, кстати, принимает использованные бумажные пакеты от покупателей и позже отправляет их на переработку. 

Такому же примеру последовал и фермерский кооператив LavkaLavka: с самого открытия пакеты здесь не продавали, предлагая покупателям многоразовые сумки и бумажные пакеты. 

"Мы пытаемся донести до покупателей: лучший путь, который поможет сохранить благоприятную экологию, — это многоразовое использование, — объясняет санитарный врач LavkaLavkа Даниил Каганович. — Поэтому мы, во-первых, продаем пакеты высокого качества, плотные, с ними можно прийти в магазин несколько раз, а во-вторых, принимаем использованные пакеты обратно и отправляем их на вторичную переработку". 

Сеть магазинов здорового питания "Мясновъ" ввела стимулирующую акцию: помимо обычных пластиковых пакетов-"маек" здесь продаются красные экосумки. Каждому покупателю, который приходит в магазин с этой сумкой, "Мясновъ" зачисляет бонусы на клиентскую карту. Также обладатели экосумок регулярно получают дополнительные скидки на ассортимент магазина. 

Очевидно, что об осознанном массовом отказе покупателей от пластиковых пакетов речи пока не идет, но повышение на них цен и введение альтернативных вариантов привычному пакету-"майке" помогут снизить потребление этого товара. 

Лучше ходить в магазин с многоразовой сумкой  Илья Питалев/ТАСС
Лучше ходить в магазин с многоразовой сумкой
© Илья Питалев/ТАСС

Сделать это не так уж и трудно, уверен эколог Алексей Киселев: "Легче всего предложение ходить в магазин с многоразовой сумкой воспринимают люди старшего поколения. Они ведь с детства к этому привыкли — осталось вспомнить старую-добрую авоську".  

Карина Салтыкова