МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Россия работает над тем, чтобы добиться включения тульского пряника в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Об этом сообщила заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
"Мы активно думаем о том, чтобы рассказать о российской кухне всему миру, используя взрывной интерес к гастрономическому туризму. Мы уже начали работу по включению тульского пряника в список нематериального наследия ЮНЕСКО как часть традиционной русской кухни", - сказала она в интервью "Российской газете".
Как сообщил ранее руководитель Ростуризма Олег Сафонов, его ведомство совместно с партнерами намерено в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года создать интерактивную гастрономическую карту России и перевести ее на несколько иностранных языков. При этом, по его словам, очень важно, чтобы кухни народов, населяющих Россию, были признаны нематериальным достоянием страны.
Тульский пряник вошел в перечень продуктов, которые планируется продавать на стадионах в городах проведения матчей чемпионата мира по футболу, рассказали ТАСС в пресс-службе правительства Тульской области.
"Тульский пряник вошел в составленный по рейтингу ФИФА перечень продуктов, которые в 2018 году будут продаваться во всех городах проведения чемпионата мира по футболу. Кондитерской фабрикой "Ясная поляна" разработан пряник весом 140 граммов, на нем изображена матрешка, ее нижняя часть выполнена в виде футбольного мяча", - говорится в сообщении.
На каждом стадионе, где будут проходить матчи ЧМ-2018, планируется реализовать от 3 до 6 тыс. пряников.
Как сообщалось ранее, тульский пряник с 1 июня 2017 года введен в бортовое меню "Аэрофлота" на рейсах, следующих из Москвы. Также между руководством РЖД и производителями белевской пастилы и тульских пряников достигнуты договоренности о продаже этих продуктов в поездах дальнего следования.
Подарок туляков Екатерине II
Первые пряники на Руси появились еще около IX века. Называвшиеся тогда "медовым хлебом", они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком. Позже в них стали добавлять лесные травы и пряности. С XVII века пряничное дело приобретает характер народного промысла.
Краеведы считают, что пряники в Туле пекут уже более трех веков. Известно, что самый большой пряник был изготовлен для Екатерины II - он был трех метров в диаметре и украшен видами северной столицы, вылепленными вручную.
Тульский пряник является местным гастрономическим брендом. Именно он принес славу и почет Туле и ее мастерам.
В центре города установлен памятник прянику двухметрового диаметра, вылитый из бронзы. На нем - надпись "На счастье тульский пряник, известен с 1685 года".
Примечательно, что настоящие тульские пряники со сладкой начинкой лепятся, штампуются и выпекаются вручную.
Специалисты уверяют, что автоматизировать процесс изготовления тульских пряников невозможно - не тот вкус получается. В послевоенные годы кондитерские предприятия города попытались было освоить механизированную выпечку тульских пряников. Однако на вкус они значительно уступали тем, что делались по старинке, вручную.
Потомственная пряничница Анна Матвеевна Павлова (1916-2006 год) вместе с бывшим подмастерьем дореволюционного мастера Гречихина Степаном Севастьяновым не только сберегли старинную рецептуру изготовления этого лакомства, но и защитили от сноса старинную печь. В ней до сих пор пекут самые вкусные в городе пряники - от 100-граммовых печатных малюток до пудовых гигантов.
Популярнее адыгейского сыра
Современным мастерам делать лакомство таких размеров не позволяют размеры печей. Пряник-рекордсмен XXI века, испеченный в Туле, был весом 43 кг, метр в ширину и полтора в длину.
Замешивать тесто для него начали ранним утром, в печи пряник "просидел" около часа, потом был отправлен на глазировку, которая является не менее сложным творческим процессом, и лишь к середине дня был готов к употреблению.
Тульская кондитерская фабрика "Ясная поляна" (создана в 1973 году) является владельцем исключительных прав более чем на 340 товарных знаков, среди которых "Тульский пряник", "Чудо-ягода", "Ясная поляна". Продукцию фабрики можно встретить на прилавках магазинов не только в России, но и в США, Канаде, Израиле.
По результатам опросов тульский пряник стал самым узнаваемым гастрономическим брендом России, обойдя адыгейский сыр и северную строганину.
Этот материал также опубликован в разделе "Добрости" – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом "Жить", призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.