Все новости

Психологи призывают не тиражировать детали нападений, чтобы не провоцировать подражание

По мнению экспертов, участниками нападений в школах становятся дети с нарушенной психикой

МОСКВА, 19 января. /ТАСС/. Излишние подробности, комментарии и поиски связи между инцидентами могут спровоцировать подражательное поведение среди подростков, поэтому после нападений не стоит нагнетать обстановку, в том числе в СМИ. Об этом заявили в пятницу ТАСС эксперты.

В пятницу пресс-служба регионального Следственного управления СК РФ сообщила о том, что возбуждено уголовное дело по факту нападения подростка на учеников и учителя в школе в поселке Сосновый Бор в Бурятии. Подозреваемый задержан.

Еще одно нападение на школьников произошло 15 января в Перми. По версии следствия, десятиклассник и его знакомый, также несовершеннолетний, пришли в школу, вооружившись ножами, и, войдя в аудиторию, где занимались дети одного из младших классов, нанесли девяти ученикам и учительнице множественные ножевые ранения. Нападавшие также ранили друг друга и были госпитализированы.

17 января школьник ранил сверстника во время драки на перемене в одной из школ в Челябинской области. Оба подростка с задержкой развития.

Необходима здоровая среда

"Возможно, здесь эти случаи связаны с компьютерными играми, но не это главное. На ребенка, растущего в здоровой среде, где нет агрессии по отношению к нему, где нет жестокости, не повлияет ни одна компьютерная игра. Если он услышит о человеке, который кого-то зарезал, то его психика тоже с этим справляется", - отметила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких.

По ее мнению, участниками нападений в школах стали дети с нарушенной психикой. "Агрессии в семье сейчас очень много, в школе - тоже. Жесткое давление на подростков с двух сторон. Ведь речь не идет о том, что ребенка этому учит кто-то, конечно, нет. Он просто живет в токсичной среде, и он испытывает постоянный стресс", - сказала Безруких, подчеркнув, что не сказаться на психическом развитии это не может.

"Накапливается негативная энергия. А какой будет выплеск - сказать очень сложно. Боюсь, что мы не делаем выводы, каждый раз просто ахаем и пытаемся это поверхностно обсудить. Нужно искать причины. К сожалению, ни в одном из последних случаев о причинах ничего не говорится", - отметила она.

"Эффект Вертера"

"Если мы вспомним инцидент в Ивантеевке (в сентябре 2017 года подросток устроил стрельбу в подмосковной школе), будем анализировать недавние случаи, то проблему надо искать в личности ребенка, его характере и психических особенностях", - сказала ТАСС директор центра экстренной психологической помощи МГППУ Олеся Вихристюк. По ее мнению, в основе кроется подростковая агрессия, потому что во многих таких случаях дети не просто шли убивать других, но и себя.

"Это агрессивное и суицидальное поведение, просто теперь принимает другие формы", - отметила Вихристюк, добавив, что все эти случаи назвать системными нельзя.

"Когда мы говорим о суицидах, существует такой "эффект Вертера", это значит, что, если в подростковой среде происходит самоубийство, особенно, если умирает молодежный кумир, то сразу проходит волна подражательных суицидов, особенно в среде подростков. И в ситуациях с нападениями в школах тоже есть некий подражательный эффект. Подростки видят, что такие события происходят, может быть они ранее об этом задумывались, и это еще больше подталкивает к такому действию наяву", - подчеркнула директор центра.

Она добавила, что для предотвращения подобных случаев необходимо заниматься укреплением психического здоровья детей и подростков, особенно со стороны здравоохранения в плане ранней диагностики и выявления ребят, имеющих сложности и проблемы, чтобы вовремя их заметить и назначить необходимые мероприятия.

"И, соответственно, усиление психологической поддержки и безопасности в самой школе, потому что, как мы видим, все-таки там были какие-то обиды и другие негативные чувства к сверстникам и учителям, либо в принципе к школе. Вопрос в том, какая была психологическая атмосфера в образовательном учреждении, раз ребенок не чувствовал себя там безопасно и комфортно и решил доказывать такими методами свое право и место в этом обществе", - отметила Вихристюк.

СМИ подливают масло в огонь

По словам Вихристюк, когда происходит какое-то резонансное событие, СМИ начинают больше обращать внимание на похожие случаи и тиражируют соответствующую информацию.

"Более того, средства массовой информации начинают "подтягивать" какие-то события. Если брать эту неделю, то один из случаев был совершенно другим - да, был конфликт между учащимися, но суть была иная, чем когда школьники готовились и пришли в школу убивать. То есть в основе лежат совершенно разные механизмы", - сказала эксперт.

Она также подчеркнула, что сейчас важно не нагнетать обстановку. "Если мы вспомним ситуацию в 2016 году, когда вышла статья про "группы смерти", как раз это и произошло. Понятно, что нужно информировать, но излишние подробности, комментарии могут спровоцировать подражательное поведение. Когда мы говорим о суицидах, в первую очередь нужно развенчивать миф о героизме самоубийц, каком-то романтическом флере. Здесь аналогично, и основная задача - развенчивать это, а не нагнетать, не говорить, что это некий выпад против общества", - заключила Вихристюк.