"Когда я купил это здание, тут не было ни крыши, ни пола, ни окон, — рассказывает петербургский предприниматель Кирилл Васильев. — Только стены. А по документам оно числилось как детский садик". Позже Кирилл купил еще одно здание — старую типографию. Сейчас там склад, а в бывшем детском саду — фабрика, где валяют валенки. А точнее — снеги.
Производство на руинах
Долосцы — деревня в Псковской области, у самой границы России и Белоруссии. Живет в ней человек 200, до ближайшего райцентра — Себежа — около часа езды. Когда три года назад Кирилл Васильев решил создать здесь фабрику, местные не очень верили — ни в то, что он правда хочет вложить деньги в деревню, ни в то, что у него что-нибудь получится. "Но люди были просто рады, что у них будет какая-то работа", — говорит Татьяна Николаевна Константинова, директор-администратор производства "Снегирей".
Татьяна Константинова живет в Себеже, работает удаленно и уже давно вышла на пенсию. А когда-то она трудилась на местной сапоговаляльной фабрике. В 80-е годы там было около 200 сотрудников, работавших в две-три смены и производивших до 210 тысяч пар валенок в год. Но спрос на валенки стал падать, и фабрика закрылась. Оборудование частично продали на металлолом. "А все, что не смогли утащить руками, стояло гнило на задних дворах, — говорит Кирилл. — Мы это находили и восстанавливали".
Поначалу пробовали делать настоящие русские валенки — высокие, до колен. Но быстро поняли, что продаваться они не будут. Тогда Кирилл их укоротил, добавил подошвы из каучука, сделал колодку как у модельной обуви (в классических русских валенках нет разделения на правый и левый) и назвал снегами. Носить их надо как тапочки — в квартире или в загородном доме. Кирилл уверен, что для улицы они не годятся. Хотя Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна D3 (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства), считает, что в них вполне удобно будет ходить по Москве. "Я зимой гуляю с собакой в белых валенках, которые когда-то случайно купила на подмосковной трассе. С калошами — отлично! — говорит она. — Но посмотрела на снеги и поняла, что хочу такие красные. Буду гулять по городу с белой собакой в красных снегах. Как знать, может, "Снегири" начнут делать снеги и для собак?"
Не просто тапки
Вообще-то Кирилл — ресторатор. Он искал дело, которое бы его увлекло, и стал валять валенки и шапки. И увлекся так, что превратил это в бизнес. Ресторан он не бросает — "Снегири" пока не вышли на самоокупаемость, и параллельная работа позволяет держаться на плаву. Фабрика производит 20 тысяч пар в год, но продавать столько не успевает: люди покупают снеги в основном с ноября по январь. "Если бы мы ограничились только этими месяцами, мы бы зарабатывали очень хорошо. Но фабрика должна работать: люди разбегутся, если я остановлю предприятие, — говорит Кирилл. — Летом мы делаем отпуск: местные жители собирают ягоды и грибы, занимаются заготовками". Без этого в деревне не проживешь. Хотя зарабатывают сотрудники фабрики (а их в Долосцах 16 человек) по местным меркам очень хорошо — 15–17 тысяч рублей в месяц.
"Я вижу, что Кирилл старается, новшества вводит, — говорит Татьяна Константинова. — Сейчас хочет отделку особенную добавить. Я говорю — это увеличит себестоимость. А он отвечает — людям не нужны просто тапки".
"Он деревню не забывает"
Китайские тапочки, которые можно найти в каждом магазине, превосходят снеги в одном — у них точно куда более приятная цена. Хотя Кирилл Васильев говорит, что снеги может позволить себе каждый: "Это дешевле флакончика хороших духов. Мы хотим дать людям не только полезную вещь, но и эмоции". "Действительно комфортная и удобная обувь не может быть дешевой, — говорит клиентка фирмы Катя. — Я покупала снеги папе, у него больные ноги и 47-й размер, он не может носить простую обувь. Папа живет в загородном доме, поэтому снеги идеальны — сунул ногу и пошел".
Пока покупатели думают, какого цвета выбрать снеги, Кирилл Васильев размышляет о развитии производства. Как говорит Татьяна Константинова, он "деревню не забывает", заботится о местных. "Его там любят. Не как к пришлому относятся", — добавляет она.
Сейчас предприниматель знакомит две части своей команды: фабричных мастеров и продажников, работающих в офисе в Петербурге. "Это молодые ребята, хипстеры. Однажды у нас на производстве дядька травмировался — ему долбанули прессом по руке. Слава богу, все хорошо, рука цела, — вспоминает Кирилл. — И когда в офисе продаж девочки узнали об этом — заохали и говорят: давайте ему корзинку с фруктами отправим! Представляете? Корзинка с фруктами в Долосцы от питерских хипстеров". Кирилл уверен, что, "когда придет глобальное обледенение, валенки спасут мир". Пока видно, что они сближают людей.
Вы можете увидеть снеги на выставке "Новое ремесло", которая с 7 до 28 февраля проходит в Центре моды и дизайна D3. Подробности можно узнать на сайте Центра.
Бэлла Волкова