МОСКВА, 26 февраля. /ТАСС/. Вузовские преподаватели, которые не написали научных работ по тому предмету, который они ведут, должны заменяться онлайн-курсами, созданными в сильных университетах. Такое мнение высказал ТАСС ректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
"Надо создавать систему, в которой вуз был бы обязан замещать те курсы, которые у него читают люди, которые сами ничего не писали по этой теме, качественными онлайн-курсами. А это, к сожалению, довольно часто встречается в российских вузах", - отметил Кузьминов. По его словам, у каждого университета найдется сектор, где он менее силен на рынке, чем другие учебные заведения.
"Минобрнауки должно разработать форму сетевых взаимодействий между вузами-донорами, которые создают онлайн-курс, и вузами-реципиентами, которые этот курс используют. Потому что экономический эффект будет достигнут не когда отдельный студент возьмет онлайн-курс, а когда мы примем решение, что вот этот курс вычитаем из себя, а предоставляем студентам выбор из курса МИФИ, из Санкт-Петербургского университета и других. Во-первых, вуз экономит свой ресурс, он может направить на повышение зарплаты своим лучшим профессорам, на какие-то исследовательские проекты, на поддержку студентов. И, во-вторых, он производит селекцию профессорско-преподавательского состава", - считает ректор ВШЭ.
По мнению Кузьминова, массовые онлайн-курсы уже популярны среди российских студентов. "Мы говорим о том, чтобы эту систему дополнить межуниверситетскими соглашениями, когда бы они отбирали на постоянно расширяющимся рынке онлайн-курсов и замещали бы, в первую очередь, те курсы, по которым у них есть наибольшее количество вопросов к преподавателям", - сказал ректор ВШЭ, добавив, что онлайн-курсы могут быть решающей помощью для поднятия качества высшего образования.
"Дело сейчас за организационными действиями, Минобрнауки и Рособрнадзор должны быть просто более жесткими и принуждать вузы, которые не предоставляют такой возможности (учитывать результаты прохождения онлайн-курсов) своим студентам, предоставлять: включать эти онлайн-курсы, которые читают ведущие ученые, в образовательные программы. То есть это лучше, чем дать учащимся прослушать курс местного доцента" - подчеркнул Кузьминов.
Он также отметил, что официальное введение онлайн-курсов в учебной программе принесло бы особую пользу заочникам. "У нас уникальная особенность, у нас половина студентов - это заочники. Качество заочного обучения вызывает наибольшие вопросы", - заключил ректор ВШЭ.