Все новости

Кто, кому и зачем отдает бесплатную еду в Москве

© AP Photo/Alexander Zemlianichenko
Как волонтеры движения "Фудшеринг. Россия" спасают продукты, которые могли бы гнить на свалках, и отдают их людям, которым бывает нечего есть

Как совместить в одном проекте заботу об экологии и помощь нуждающимся? Достаточно взять что-то ненужное и отдать это тем, кому оно может пригодиться.

"Многие не хотят отдавать еду абы кому"

"Раньше я не знала, что в Москве столько ненужной еды, — говорит Анна Орехова. — Я рассчитывала, мне будут отдавать коробку или две. Но отдают по пять-шесть. И все это — хорошие продукты, не просроченные, я не представляю, как это можно выкинуть…"

Ненужной еды в больших (и не только) городах действительно много. Из среднестатистического российского холодильника на помойку отправляется до 25% купленных продуктов. Что уж говорить о кафе и супермаркетах! При этом в нашей стране около 20 млн человек живут за чертой бедности. Получается, что миллионам людей бывает не на что купить еду, а тонны ее гниют на свалках, которых становится все больше.

Анна Орехова Роман Канащук/ТАСС
Описание
Анна Орехова
© Роман Канащук/ТАСС

Три года назад Анна Успенская решила это исправить и основала движение "Фудшеринг. Россия". Его активисты забирают еду у организаций-партнеров (магазинов и кафе) и отвозят ее тем, кому она нужна: или конкретным людям, или благотворительным фондам. Все — на волонтерских началах. Анна Орехова волонтерит здесь с прошлого года. "Я живу в общежитии, и там очень много многодетных семей, — говорит она. — Могу привезти им продукты, и они неделю не ходят в магазин и экономят. К тому же я иногда привожу им то, что они никогда не пробовали, например манго. Они говорят: "Что это! Мы такого вообще не ели!"

Анна Успенская решила заняться фудшерингом три года назад — прочитала о том, как это организовано в Германии, и загорелась. "Я пожалела, что такого проекта не было в моем студенчестве, — рассказывает она. — Я видела много ребят, которым сложно было учиться и работать, и им бесплатная еда очень бы помогла".

В Германии главная цель фудшеринга — забота об экологии: еду отдают куда угодно, лишь бы ее съели. В нашей стране акцент сделан на благотворительности. "Многие не хотят отдавать еду абы кому, а хотят только нуждающимся", — объясняет Успенская. Таких нуждающихся немало: каждый день Анне приходит с десяток сообщений с просьбами о помощи. И это — только в Москве. Еще проект работает в Санкт-Петербурге.

Кстати, в социальных сетях есть еще один похожий проект — "Фудшеринг. Отдам даром еду". От проекта Анны Успенской он отличается тем, что там люди могут отдавать пищу из своего холодильника. Например, пишут в группе: "Никто не хочет попробовать пару кусочков веганских брауни? Испекла слишком много, уже не лезет". А Анна сразу решила, что будет работать только с организациями — магазинами, кафе, службами доставки.

Первых "поставщиков" активисты искали сами: просто заходили в заведение и рассказывали об идее. Сейчас организации уже сами предлагают сотрудничать. Волонтеры координируются в социальных сетях, забирают продукты, а потом развозят их по квартирам или благотворительным фондам. Если волонтер лично знает нуждающиеся семьи, то может передавать еду им напрямую. При этом активисты вправе забирать часть продуктов себе. Но, как говорит Анна Успенская, главный их мотив — желание помогать. "Среди наших волонтеров много автомобилистов, а когда у человека есть машина, он обычно не нуждается в еде, — объясняет она. — Но если волонтер не хочет тратиться, он может взять еду — он ее заслужил".    

"Она сказала, что долгое время не ела вообще ничего"

"А где можно продукты для себя хоть немного попросить хотя бы недорого? Я уж про отдачу даром молчу, а то в магазинах и на рынках такие цены нереальные..."

"Где можно брать еду, я пенсионерка и инвалид второй группы".

"Я тоже за то, чтобы еду не выбрасывали… я бы с удовольствием взяла".

"Буду ждать. Я тоже многодетная мама. С удовольствием забрала бы продукты. А то муж один работает. Жаль его".

Такие сообщения можно прочитать в группе проекта в соцсети "ВКонтакте"

Бывают истории и драматичнее. Анне Успенской однажды написала женщина предпенсионного возраста: ее не брали на работу, и в доме не было еды. Анна как раз забирала у одной организации замороженные пельмени и решила завезти. "Она сказала, что долгое время не ела вообще ничего и не знает, можно ли ей пельмени. Тогда я просто, вне фудшеринга, купила ей диетические продукты, — рассказывает Успенская. — Но она написала, что не может встретиться, потому что к ней приехал сын". Анна почувствовала было раздражение — человек жалуется, а на самом деле ему помогают. Но оказалось, что сын еду не привез, а женщине просто неловко при нем принимать помощь. "Я все-таки убедила ее спуститься и взять пакет. И видно было, что у нее правда плохо со здоровьем".

Анна Успенская Роман Канащук/ТАСС
Описание
Анна Успенская
© Роман Канащук/ТАСС

Анна Успенская не стала выяснять подробности отношений той женщины с сыном — личные истории волонтеров не касаются. И критические ситуации у "подопечных" проекта случаются не так часто. "Эти люди — не нищие, на улице не живут, — говорит волонтер Анна Орехова. — Но в магазине они прежде всего смотрят на цены. Вот кто-то берет что хочет, а они смотрят и могут решить: дорого, не буду покупать". Бывает, правда, и по-другому — волонтер привозит людям еду и видит, что они живут лучше него. "Нам писали люди, которые думали, что это просто бесплатная еда для всех, — говорит Анна Успенская. — Поэтому в незнакомую семью я либо еду сама, либо отправляю опытного человека. Еще мы не работаем с алкозависимыми людьми: наши волонтеры — молодые ребята, мало ли что". У фудшеринга вообще много правил — например, еду нельзя продавать или предлагать обмен. "У немцев таких правил на 40 страниц, — говорит Анна. — У нас поменьше, всего две-три".    

Сама Успенская старается находить одиноких пенсионеров: говорит, они хуже социализированы и меньше знакомы с интернетом. Но получив помощь, многие начинают помогать другим: одна такая пенсионерка скооперировалась с консьержкой в своем доме, и вместе они раздают продукты нуждающимся соседям.

"Конечно, то, что мы спасаем, — это капля в море. Зато мы привлекаем внимание к проблеме, потому что многие не догадываются, какое количество продуктов пропадает", — говорит Анна Успенская. Посмотрев на количество спасенных продуктов, волонтеры и сами задумываются о разумном потреблении и перестают покупать "лишнюю буханку хлеба на всякий случай". А значит — на помойках будет оказываться еще чуть меньше несъеденной еды.

Бэлла Волкова