На игровом поле несколько человек по очереди кидают мячи. Большинство — руками, некоторые — ногами, а кто-то может его только толкнуть и скатить по специальной деревяшке. Похоже на керлинг, но все игроки здесь — в инвалидных колясках. Это бочча — паралимпийский вид спорта. В России им занимаются всерьез всего десять лет, но наши спортсмены уже завоевывают медали на международных турнирах. Недавно привезли из Португалии два серебра и одну бронзу Кубка мира и делают все, чтобы попасть в Токио-2020.
"Другой вид спорта им уже не подойдет"
"У меня есть знакомые с инвалидностью, которым кроме компьютера ничего не надо, они постоянно сидят дома, — говорит Диана Цыплина из Краснодарского края. — А я последние два года дома практически не живу, я все время езжу".
Диане 17 лет, у нее ДЦП. Она учится в обычной школе, говорит и ходит (правда, только с палками) и уже пять лет занимается бочча. В ее родном поселке девушку всем ставят в пример: там она единственный человек с инвалидностью, занимающийся спортом. "Бочча — это и путешествия, и друзья, с которыми не боишься, что кто-то на тебя не так посмотрит", — говорит Диана, которая в Португалии завоевала бронзовую медаль.
Татьяна Кузнецова, главный тренер нашей сборной, подтверждает: для людей с инвалидностью занятия спортом — это прежде всего общение. Причем как для детей, так и для взрослых. Играть в бочча можно с 11 лет (правда, выезжать на международные соревнования — только с 15), а верхней возрастной планки нет. Михаилу Гутнику, который в этот раз привез с соревнований серебро и бронзу, 34 года. Он занимается с 2010 года и успел дважды стать чемпионом России. Говорит, что если поставил цель — "по-любому добьется". Но из-за инвалидности он не может работать. Как многие ребята с ДЦП не могут учиться в обычных школах и вынуждены сидеть в четырех стенах. "А тут у нас семья, — говорит Татьяна Кузнецова. — Даже несколько пар сложилось за это время, и дети рождались".
Татьяна сама в прошлом спортсменка — она занималась большим теннисом, могла бы стать тренером. А потом у нее родился сын с ДЦП. Как это часто бывает в таких случаях, она все свое время посвятила ребенку. Однажды увидела секцию по бочча и решила, что Никите надо попробовать. И оба втянулись. "Сказалось спортивное прошлое: я стала вникать, тренировать сына, а потом других ребят", — рассказывает она. В итоге Никита ушел из бочча (успев стать мастером спорта), а Татьяна осталась.
Здесь спортсмены классифицируются по степени заболевания. Есть и люди с ДЦП, и те, кто получил инвалидность из-за травмы. Обычно мячи кидают руками, но если руки совсем не двигаются, то можно и ногами. А для тех, кто не может двигаться вообще, есть ассистенты и специальные приспособления. "Бочча объединяет самых тяжелых, — говорит Кузнецова. — У большинства наших спортсменов и руки и ноги работают плохо. Другой вид спорта им уже не подойдет".
"Оказывается, что мы стеклянные"
"Вроде кажется, что мы не стеклянные, а в какой-то момент оказывается, что нет, стеклянные", — говорит Иван Фролов. Сам он почувствовал себя "стеклянным" в 17 лет. Иван учился в школе и профессионально занимался футболом, и однажды на даче неудачно нырнул. Итог — повреждение позвоночника и инвалидная коляска. Спортсмену, привыкшему к движению, пережить такое, наверное, тяжелее, чем кому-нибудь другому. "Но кто-то ляжет и будет пластом лежать и спиваться. А кто-то будет двигаться вперед", — говорит Иван. Он выбрал — двигаться. Зашел на форум для людей с подобными травмами, увидел, что идет набор в секцию бочча, пришел туда и занимается уже шесть лет. У него много медалей, а в Португалии он взял серебро.
Бочча развивает руки — и спортсмены с "тяжелыми" руками постепенно начинают сами есть. Для многих это — большое достижение. В бочча надо общаться с другими членами команды — и игроки с плохой речью учатся лучше говорить, чтобы их понимали. "У нас был мальчик, который ел только в лежачем положении, — рассказывает Кузнецова. — Но когда он увидел, что такие же по степени тяжести ребята едят сидя, то тоже этому научился".
Российская сборная по бочча еще не бывала на Паралимпийских играх. Для Лондона-2012 она была еще слишком юной, а в Рио-2016 наших паралимпийцев вообще не пустили. Но наши боччисты надеются, что через два года поедут на Игры в Токио. Международные соревнования вроде Кубка мира нужны, чтобы набрать рейтинг, который потом позволит (или не позволит) участвовать в Паралимпиаде. Пока у наших спортсменов хорошие шансы. "Хотелось бы, конечно, — говорит Иван. — И хотелось бы — под своим флагом".
Бэлла Волкова