Все новости

Эксперты: для инклюзивного образования в РФ есть законы, но не хватает практики

Инклюзивное образование подразумевает приспособление учебных заведений к нуждам детей с особыми потребностями

КАЗАНЬ, 8 августа. /ТАСС/. Система инклюзивного образования в России хорошо подготовлена с точки зрения законодательной базы, но остаются вопросы к практическому воплощению. Таким мнением с корреспондентом ТАСС поделились спикеры всероссийской конференции "Инклюзивное образование", которая проходит в Казани с 6 по 8 августа.

Инклюзивное образование подразумевает приспособление учебных заведений к нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

По словам заместителя директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого- педагогичного университета (МГППУ) Елены Кутеповой, сегодня регионы почувствовали необходимость в решении назревшего вопроса, но сам процесс разворачивается не так быстро, как хотелось бы. "В принципе у нас вполне достаточно законодательных актов, чтобы это осуществить, другое дело, что знание законодательных актов о возможностях и о правах родителей в этом отношении, оно немножко задерживается в связи с удаленностью регионов, и не только с этим", - сказала собеседница агентства.

Руководитель научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ Елена Самсонова считает одной из основных проблему отсутствия специальных компетенций у специалистов. По её мнению, педагогам нужно искать новые подходы в образовании. "Во многом все зависит от педагога и от системы требований, которые в школе складываются, то есть она должна поменяться - от уроков мы должны перейти к каким-то другим формам, которые вовлекают детей в образовательный процесс", - сказала она.

Ситуация в регионах

Инклюзивное образование развивается в российских регионах неравномерно, считает Елена Самсонова. Она отмечает, что есть субъекты федерации, которые более продвинуты в этом вопросе, чем Москва. Во многом это объясняется и тем, что проблема в некоторых регионах стоит более остро. Кроме того, на развитие инклюзивной образовательной среды влияет повышенный коэффициент в зарплате учителей, который выделяет регион.

"Многое, конечно, зависит от коэффициента, который финансирует образование детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Принято, что на всех детей с ОВЗ идет определенный повышающий коэффициент финансирования", - сказала Самсонова.

Сложнее всего ситуация в маленьких населённых пунктах, где вопрос включения в общеобразовательный процесс детей, которым требуются особенные условия в образовании, стоит более остро. Лучше этот вопрос решается в больших городах России. "Есть регионы, например, Санкт-Петербург, в котором прекрасно сохраненная система специального образования, отдельные специальные школы", - пояснила она.

Эксперты сходятся во мнении, что при переходе к инклюзивной системе образования не должно быть резких изменений. Тем не менее у педагогических работников "нарабатывается практика", считает Елена Кутепова. По её словам, педагоги уже сейчас накапливают опыт работы с детьми со специальными образовательными потребностями, но "еще не осознали, что они уже это делают".

Важным условием для успешной реализации программы Елена Самсонова считает сплоченную команду внутри образовательной организации. "Если, действительно, команда в образовательной организации работает, тогда все лучше решается", - резюмировала она.