Все новости

Эксперты: пятибалльная система оценки удобна для учителей, но выбор за школой

Зампредседателя комитета ГД по образованию и науке Любовь Духанина считает, что актуальной остается не система оценивания, актуальным всегда остается качественное образование

МОСКВА, 16 августа. /ТАСС/. Традиционная пятибалльная система оценки школьных знаний остается актуальной и удобной для российских учителей, при этом каждой школе нужно дать возможность самостоятельно выбирать для себя ту или иную систему оценивания. Такое мнение в четверг выразили опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее в ряде СМИ сообщалось, что новая версия электронного дневника и журнала в Москве позволяет учителям использовать не только пятибалльную систему оценивания, но и 100- и 10-балльную шкалу. Отмечалось, что это дает более широкие возможности для контроля за успеваемостью детей, в отличие от нынешней привычной пятибалльной системы. Глава министерства просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что пятибалльная система оценки знаний является для российских школьников традиционной, дальше дискуссии о том, чтобы перейти на другую систему, дело не пойдет.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина считает, что существующая пятибалльная система понятна и удобна как учителям, так и родителям с учениками.

"Сегодня фактически существует пятибалльная система, которая действует многие десятки лет. Она понятна учителям, родителям, ученикам. И одновременно уже есть фактически 100-балльная система, которая используется в период проведения единого государственного экзамена. Часто звучит вопрос о том, что не очевиден переход от пятерки к другой оценке. Может быть, правильно сделать таким образом, чтобы текущие школьные оценки больше коррелировали с системой оценивания, которая используется в рамках государственной итоговой аттестации," - сказала Духанина.

По ее мнению, введение новой системы оценивания требует серьезного обоснования с точки зрения использования той или иной оценки.

"Например, если предлагается 10-балльная система, то что такое пять баллов? Поэтому важно, чтобы предлагаемая система была достаточно серьезно проработана, апробирована и только потом выходила в реализацию масштабов всей страны. Актуальной остается не система оценивания, актуальным всегда остается качественное образование, реальные знания, навыки, компетенции, умения, личностные качества, которые ребенок успевает развить в рамках формальной системы образования", - отметила Духанина.

Хорошему учителю достаточно пятибалльной системы

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский считает, что если оценивать только предметные знания, то затевать какие-то изменения не имеет смысла.

"Есть много способов, благодаря которым учитель при пятибалльной системе может выделить те результаты, которые либо очень хорошо получились, либо не получились у ученика. А вот если мы начинаем все-таки всерьез реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт, в котором есть только метапредметные и личностные результаты, то надо честно сказать, что инструментов для оценки таких результатов у нас нет или крайне мало", - сказал Адамский.

По его словам, разработаны событийные формы предъявления знаний, творческие формы - выставки, публикации, спектакли и так далее. "В этом смысле зацикливаться при системе оценки только на числовую шкалу, мне кажется, вчерашний день. Поэтому, с этой точки зрения, пять, 10 или 12 большого значения не имеет. Хороший учитель обойдется и пятибалльной системой, а плохому все равно - 10 или 12", - считает Адамский.

Школа должна сама выбирать систему

"Не думаю, что это должна быть какая-то централизованная единая политика по баллам - взять и вот так принять решение, что теперь все школы страны переходят на такую-то систему. Несмотря на то, что она [пятибалльная система] считается традиционной и в связи с этим, возможно, удобной для большинства педагогов и каких-то целых образовательных комплексов, каждая школа вольна принимать свое собственное решение", - считает директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

По ее мнению, каждая школа, имея возможности и, самое главное, чувствуя в этом потребность, имеет право переходить на удобную для себя систему оценки знаний.

"Не вижу сумасшедшей потребности это делать и невозможность это не сделать в рамках конкретной школы. Наверное, можно говорить о том, что все-таки пятибалльная система, являясь традиционной, может оставаться уже где-то в прошлом. Но если за нее так активно по-прежнему держатся, я так думаю, что в первую очередь педагоги, значит, что-то такое в ней есть, что им комфортно и удобно пользоваться, чем большим набором оценок," - заключила Шевченко.